Тайна и смысл крещения

Почему не действует церковное крещение? В лихих девяностых мы были свидетелями многочисленного действа – крещения в церкви. Многие сделались сторонниками данного «движения». Уже порядочно заявлено о психологических и социальных факторах сего явления – подрыв веры в обыкновенные социальные ценности, потребность чувствовать сопряженность с чем-то эпохальным, необходимость во что-то веровать. Невзирая на массовость, каждый член данного «движения» связывал с совершением крещения что-то сугубо личное, хоть и неопределенные, но все-же надежды на изменения в жизни.

Причины для подобных надежд заключаются не только в природном тяготении человека к житейскому благосостоянию, но и в церковных постулатах: «Крещение есть Таинство, в котором верующий … умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Православный катехизис, п. 285). Миновало достаточно времени с той поры, и уже позволительно делать выводы. Что принесло крестившемуся человеку совершенное им крещение? Даровало ли оно ему улучшения жизни?

Увы, крещение не действует, не приносит улучшения уровня жизни человека. Безусловно, имеются исключения. Но они сопряжены в большей мере с кардинальной переменой привычной человеческой жизни, чем с его духовными изменениями. Положим, мать лишилась ребенка и, совершив крещение, целиком погрузилась в проведение неиссякаемых церковных правил. Это, несомненно, абстрагирует от трагедии, и в этом концепте можно говорить о благе крещения и церковных канонов.

Крещение в храме продолжается и сегодня, хотя, не столь массово, как в девяностых. И поэтому принципиально понять, отчего не действует крещение. Где же суленное «святое и духовное» содержание? Что можно предпринять, чтобы крещение приносило улучшения эмоциональных аспектов жизни? Со стороны психологической, крещение – это ритуал, перемещающий человека в новый статус и приносящий ему жизненный потенциал в этом статусе.

В нынешнее время образцы истинных инициаций мы видим, типично, лишь в сохранившихся устаревших культурах. Допустим, обряд принятия мальчика в ряды воинов племени или таинство перевоплощения девочки в девушку, готовящее её к супружеству. Для этих церемоний характерны опасные физические испытания, инициирующие основательные и мощные переживания. Можно утверждать, даже неизбежная физическая и эмоциональная дестабилизация, которая на момент инициации целиком овладевает человеком.

Для чего это необходимо? Как уже объяснялось, инициация – это духовная и эмоциональная церемония введения человека в новую, характерно иную, жизнь. Дабы это введение совершилось эффективно, по-истинному, необходимо отталкиваться от уже имеющихся жизненных навыков человека. Эти навыки имеются у всех – это знание нашего появления на свет, знание рождения. Рождение предстает для младенца и эмоциональным, и физическим стрессом, даже при стандартных родах. Модифицируется температурный режим, характер дыхания, питания, трансформируются все ощущения, передвижение по родовому каналу провоцирует сдавливание тела ребенка и принуждает по-новому сокращаться его мышцы.

Потрясение рождения основательно описана и исследована. Неслучайно обряды инициации располагают символикой погружения в матку (купель, тесная хижина, пещера) и условный выход из неё. Это неизменно вызывает обескураженность у взрослого человека, даже у живших во времена Христа: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин.3, 4).

Разумеется, «может», если пожелает родиться для новой духовной жизни. Без сомнения, для этого надобно соединение двух образующих: сильного эмоционального испытания, подобного опыту рождения, и осмысленного представления о грядущей новой жизни, в коию человек рождается. Слияние этих элементов в обряде инициации дарует новую благополучную жизнь и резервы для её протекания. Об этом упоминает и Христос: «… истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин.3,5).

Что нам дарует крещение в сегодняшней Церкви? Священники не подготавливают людей к психологическому переживанию крещения, «рождения от Духа» (Ин. 3,6), так как тоже не ведают, что под этим подразумевается. Ну и стоит это делать? Люди и без разъяснений отдают деньги за данную услугу. Сам народ не представляет, а Церковь не растолковывает, во что он крестится. Для чего растолковывать, когда они и без этого крестятся? По этой причине Крещение и не действует – не дарует людям желаемых изменений жизни, её совершенствования.

Предвижу протесты религиозных приверженцев: «Как Вы позволяете себе так мыслить? Разве Вы не понимаете, что Крещение связывает человека с Небесной Церковью?» Да связывает. Но человек платит в храме не «небесными», а земными рублями. А земные рубли добываются подавляющим большинством неподъемным трудом, и люди вправе за честно заработанные рубли приобрести от Крещения хоть что-либо в быстротечной земной жизни. Только, увы, ничего не приобретают.