1.1.17 Кто описал смерть Моисея в 34 главе Второзакония?

Писание ясно говорит о том, что Моисей написал Пятикнижие, первые пять книг Ветхого Завета (Втор. 4:14; 5:1-2; 3 Цар. 2:3; 8:9; 4 Цар. 14:6; Езд. 7:6; Неем. 1:7; 8:1; Пс. 102:7; Дан. 9:13; 2 Пар. 23:18; 25:4; Мал. 4:4; Мф. 19:7–8; 22:24; Деян. 3:22; 7:37–38; Рим. 10:19; 1 Кор. 9:9; Евр. 9:19; Откр. 15:3). Однако, если придерживаться мысли о том, что автором Пятикнижия является Моисей, возникает интересный вопрос: Кто же описал смерть и погребение Моисея в 34 главе Второзакония?

Веками библейские учителя и комментаторы расходились во мнениях по поводу того, кто же написал 34-ю главу Второзакония. Например, еврейская традиция указывает на Иисуса Навина. В своём комментарии ко Второзаконию Джон Кальвин принимает “правдоподобность гипотезы древних” о том, что Иисус Навин написал Втор. 34, но признаёт, что священник Елиезер также является вероятным кандидатом. Джон Джилл говорит, что Иисус Навин может быть автором, но признаёт, что возможными кандидатами могут быть и Елиезер, и Самуил, и Ездра.

Более поздние комментаторы, такие как Юджин Меррил, Эдвард Дж. Вудз и Дэн Блок просто не указывают автора.

Может, сам Моисей?

Не так уж бессмысленно думать, что Моисей описал свою собственную смерть и погребение, особенно если учесть, что Господь открыл Ему Свои слова и Свои дела (Пс. 102:7). Есть и другие примеры в Писании, подтверждающие мысль о том, что Моисей видел собственную грядущую смерть и описал её детали.

Это согласуется с Божьими откровениями о будущих событиях в других местах Писания. Бог заранее показал Свой план по уничтожению Содома и Гоморры Аврааму (Быт. 18:17-33). Бог открыл Иезекиилю в реальном времени, что Навуходоносор стоит на распутье, гадая о том, каким ему идти путём (Иез. 21:18-23). В 8-й главе книги Иезекииля Бог открывает Иезекиилю, когда тот был в изгнании у реки Евфрат, что происходит в Храме в Иерусалиме. Стих Мф. 16:21 показывает, что Иисус знал, что Ему ждет — страдание, распятие и воскресение в Иерусалиме. Таким образом, Бог мог открыть Моисею, что будет и в его последние дни жизни. В конце концов, Бог же открыл ему, что произошло до его рождения (Быт. 1:1 — Исх. 1:22).

Однако, более вероятно, что 34-я глава Второзакония была записана рукой другого человека, и в Писании и в еврейской традиции есть указания на вероятную личность автора.

Елиезер?

Часто возможным автором Втор. 34 называют Елиезера, сына и наследника первосвященнической роли Аарона. Елиезер играл важную роль в жизни Израиля во время служения Моисея и Иисуса. Он был назван главою колена Левия (Числ. 3:32), и ему было поручено наблюдать за происходящим во святилище (Числ. 4:16). В пустыне Елиезеру было поручено разделить добычу после войны Израиля с Мадианитянами (Чис. 31). Он также помогал Моисею и Иисусу в распределении земли между коленами Израиля (Чис. 34:17; Нав. 14:1).

Более того, Елиезер был левитом. А представителям колена Левия было поручено хранить Закон (Втор. 31:9; 31:26) и учить Закону (Чис. 31:21; Втор. 33:10; 2 Пар. 17:9; 35:3). Позиция Елиезера как первосвященника и его служение вместе с Моисеем и Иисусом могли дать ему право дополнить Второзаконие после смерти Моисея.

Ездра?

Ездра описывается как достойный книжник, который был “сведущ в законе Моисеевом” и который “расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его” (Езд. 7:6; 7:10). Ездра был ответственным за восстановление правильного поклонения среди остатка народа, вернувшегося из изгнания.

В рамках восстановительной деятельности Ездры, еврейская традиция приписывает ему две вещи. Во-первых, он был ответственным за обновление рукописи Еврейской Библии. Во-вторых, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах раввины указывают на то, что Ездра завершил обновление, сбор и систематизацию канона Ветхого Завета. Кроме того, в 2 Мак. 2:13 предполагается, что у Ездры в распоряжении была большая библиотека, которую он использовал для установления канона Ветхого Завета. Учитывая буквальную деятельность Ездры и доступные ему ресурсы, он мог быть ответственным за завершение Пятикнижия описанием смерти и похорон Моисея.

Самуил?

Самуил является главным кандидатом на авторство 34-й главы Второзакония, учитывая и его хождение с Господом (1 Цар. 2:21; 3:19) и его роль как пророка. Пророки Ветхого Завета были вдохновляемы Господом (1 Пет. 1:10-12; 2 Пет. 1:20-21), и многие из них записали свои пророчества (Исаия, Иезекииль, Иоиль, Михей и т.д.).

Однако, согласно разделению Еврейских Писаний, пророческих книг больше. Те книги, которые мы рассматриваем как исторические (Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств), также считаются пророческими. Это значит, что исторические книги — это не просто записи об истории Израиля, но они являются “священной историей”, записанной пророками, чтобы увековечить дела Божьи среди Его народа завета (1 Пар. 29:29). Так пророк Самуил писал священную историю Судей и 1-2 Книги Царств (1-2 Книги Самуила в еврейской традиции) до самой своей смерти. Некоторые также добавляют книгу Иисуса Навина к книгам Самуила. Писание также даёт свидетельство о литературной активности Самуила в 1 Цар. 10:25 и 1 Пар. 29:29. Таким образом, у Самуила было право от Господа закончить книгу Второзаконие. И это объясняет слова из Втор. 34:10: “И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей”.

Свидетельство указывает на Иисуса Навина

Но Иисус Навин, похоже, — наиболее вероятный кандидат на авторство 34-й главы Второзакония. Большинство комментаторов и еврейская традиция соглашаются с этим. Джон Питер Ланж указывает на то, что это очевидно из повеления Иисусу в Нав. 1:8 (сравните со Втор. 4:2), говорящего о том, чтобы он размышлял над Словом и исполнял его.

Иисус служил помощником Моисея с юности, и вероятно, возлюбил Божье Слово, служа Моисею (Чис. 11:28; см. также Исх. 33:11). Писание также свидетельствует о писательской активности Иисуса во Втор. 31:19 и Нав. 24:26.

Хотя Бог мог сообщить историю смерти и погребения Моисея любому из упомянутых выше людей, простое прочтение 34-й главы Второзакония, похоже, указывает на Иисуса как наиболее вероятного автора.

Имеет ли это значение?

Хотя для авторства 34-й главы Второзакония и можно привести убедительные аргументы, в конечном счёте мы не знаем наверняка, кто написал её. Многие следуют совету Кальвина и оставляют “не имеющие большого значения вопросы без ответа”. Проповедуя по 34-й главе Второзакония, пастор может предложить своего кандидата, потому что мало кто отвечает всем требованиям. Тем не менее, пастор должен лишь предлагать своё мнение.

Давая наставление общине о богодухновенности Писания и авторстве 66 книг Библии, пастор может дать такой комментарий: Предположение о том, что кто-то другой, а не Моисей, написал 34-ю главу Второзакония, никоим образом не приуменьшает Моисеево авторство Пятикнижия или богодухновенность Писания. Опять же, Писания указывают на добавления и изменения с Божьего разрешения. Например, в Притч. 25:1 сказано о мужьях Иезекии, которые собрали притчи Соломона.

Хотя Давид и является автором многих псалмов, ясно, что в привычную нам сегодня форму эту книгу привёл другой человек. Псалтырь разделён на пять книг, многие из которых содержат псалмы других людей. В Исх. 13:17 упоминается “дорога земли Филистимской” — это обновление старого названия места, потому что филистимлян ещё попросту не было на мировой арене во времена Исхода.

Самуил, возможно, и не является автором 2 Книги Царств (2 Самуила в еврейской традиции), потому что он уже умер к тому времени, и более вероятно, что Нафан или Гад закончили его работу (1 Пар. 29:29).

Шестнадцать служителей, которые закончили комментарии Генри, Кристофер Толкин и Даниэль Краутхаммер подтвердили почтение к своим предшественникам, завершив их работы. И когда дело касается Писаний, мы можем верить в то, что Бог направлял и вдохновлял даже тех, кто вносил правки и дополнения (2 Тим. 3:16).

1.1.17. ვინ აღწერა მოსეს სიკვდილი მეორე რჯულის 34-ე თავში?

წმიდა წერილი გარკვევით ამბობს, რომ ბიბლიის პირველი 5 წიგნი დაწერა მოსემ რჯ.5:1; 3მფ.2:3; 4მფ.14:6; 2ნეშ.23:18; 25:4;

ეზრ.7:6; ნეემ.1:7; 8:1; დან.9:13; მალ.4:4; მათ.19:7–8; 22:24; საქ.3:22; 7:37–38; რომ.10:19; 1კორ.9:9; ებრ.9:19; გმცხ.15:3

საკითხავია, თუ 5 წიგნის ავტორია მოსე, ვის უნდა აღეწერა მისი გარდაცვალება და დამარხვა მეორე რჯულის 34-ე თავში?

საუკუნეების განმავლობაში ბიბლიის კომენტატორები მის დაწერას მიაწერდნენ იესო ნავეს ძეს, მაგრამ ასახელებდნენ მის ავტორად ასევე ელეაზარს, სამუელსა და ეზრას.

მაგრამ ხომ შეიძლებოდა თვით მოსეს დაეწერა?

უაზრობა არ უნდა იყოს ვიფიქროთ, რომ მოსემვე აღწერა თავისი სიკვდილი, მით უმეტეს, რომ ღმერთმა აუწყა თავისი გზები მოსეს ფს.102,7

ამასთან არის სხვა მსგავსი მაგალითები წმ. წერილში:

- ღმერთმა წინასწარ აუწყა აბრაამს სოდომისა და გომორის განადგურების შესახებ დაბ.18:17-33

- ღმერთმა რეალურ დროში უჩვენა ეზეკიელს მე-8 თავში ევფრატზე მყოფს, თუ რა ხდებოდა იერუსალიმის ტაძარში და ასევე ნანუქოდონოსორის გეგმის შესახებ ეზეკ.21:18-23

- იესო ქრისტემ წინასწარ უწყოდა, რაც მოელოდა მათ.16,21

- სხვა რომ არაფერი მოსეს ღმერთმა გაუცხადა თუ რა ხდებოდა მის შობამდე დაბ.1:1 — გამ.1:22

უფრო მეტად მიჩნეულია ებრაული ტრაფიციით, რომ დაწერილია სხვა რომელიმე პიროვნების მიერ:

ელეაზარია ის?

ელეაზარი იყო აარონის მემკვიდრე მღვდელმთავარი, იწოდა ლევის შტოს მთავრად რიცხ.3,32

- დაევალა ყოველივეს მიხედვა საწმიდარში რიცხ.4,16

- ალაფის განაწილება მიდიელებთან ომის შემდეგ რიცხ.31

- მოსეს და იესო ნავეს ძის დროს მიწების განაწილება ისრაელის შტოებს შორის რიცხ.34,17 იესნ.14,1

- როგორც ლევიანთა წარმომადგენელს ჩაბარებული ჰქონდა რჯული რჯ.31:9; 31:26

- რჯულის სწავლება რიცხ.31:21; რჯ.33:10; 2ნეშ.17:9; 35:3

- ელეაზარის პოზიცია მოსეს და იესო ნავეს ძის დროს შესაძლებელს ხდის მიეცა თავისთვის უფლება დაეწერა დამატებითი თავი მეორე რჯულისთვის მოსეს სიკვდილის შემდეგ.

ეზრა?

ეზრა აღწერილია როგორც ღირსეული მწიგნობარი, იყო სწორ თაყვანისცემაზე პასუხისმგებელი და მისი აღმდგენელი ეზრ.7:6; 7:10

ებრაული ტრადიცია მიაწერს მას ორ რამეს:

პირველი, ის იყო წმ. წერილის ხელნაწერის განმაახლებელი

მეორე, იერუსალიმის და ბანილონის თალმუდებში რაბინები მიუთითებენ, რომ ეზრამ მოახდინა წერილის განახლება, შეკრება და სისტემატიზაცია. გარდა ამისა მას ჰქონდა დიდი ბიბლიოთეკა 2მაკ.2,13

აქედან გამომდინარე სრულიად შესაძლებელია გაესრულებინა ხუთწიგნედი მოსეს გარდაცვალებითა და დაკრძალვით.

სამუელი?

34-ე თავის ავტორობის ერთერთი მთავარი კანდიდატია, თუ გავითვალისწინებთ მის სვლას უფლის წინაშე 1მფ.2:21; 3:19

- როგორც წინასწარმეტყველი სხვა ძვ.აღთქმის წინასწარმეტყველთა მსგავსად იგიც იყო ღმერთისგან შთაგონებული 1პეტ.1:10-12; 2პეტ.1:20-21

- ისტორიულ წიგნებსაც წერდა სხვა წინასწარმეტყველთა მსგავსად 1ნეშ.29,29

- მან დაწერა მსაჯულთა და 1-2 მეფეთა, ზოგი მას მიაწერს ასევე იესო ნავეს ძის წიგნსაც. წერილი ასევე მოწმობს მის ლიტერატურულ აქტიურობას 1მფ.10:25 და 1ნეშ.29:29

- ამრიგად, სამუელს ჰქონდა უფლება უფლისგან დაესრულებინა მეორე რჯულის წიგნი. ამას უნდა მოწმობდეს სიტყვები: "აღარ გამოჩენილა ისრაელში, წინასწარმეტყველი, მსგავსი მოსესი" რჯ.34,10

იესო ნავეს ძე?

კომენტატორთა უმრავლესობა ემხრობა მის ავტორობას და ამას შესაძლოა რჯულის სიტყვებზე მისი ნათქვამი ამყარებდეს იესნ.1,8

- იესო ჭაბუკობიდან მოყოლებული ემსახურებოდა მოსეს, შეიყვარა ღვთის სიტყვა გამ.33,11

- წერილი მოწმობს ასევე მისი მწერლური აქტიურობის შესახებ რჯ.31:19 იესნ.24:26

მნიშვმელობა აქვს თუ ვინ დაწერა?

- ვისაც არ უნდა დაეწერა მეორე რჯულის 34-ე თავი, ეს ვერანაირად ვერ ვერ დაამცრობს მოსეს ავტორობას ან წმიდა წერილის ღვთივსულიერებას, მით უმეტეს, რომ წმ.წერილი მიანიშნებს დამატებების ღმერთისგან დაშვებულობაზე, მაგალითად, სოლომონის იგავების დამატებით შეკრება იგავ.25,1

- თუმცა დავითია აღიარებული ფსალმუნების უმრავლესობის ავტორად, აშკარაა, რომ ჩვენთვის ნაცნობ დღევანდელ ფორმაში ეს წიგნი მოიყვანა სხვა ადამიანმა. ფსალმუნები მოიცავს ასევე სხვა ადამიანების მიერ დაწერილ ფსალმუნებსაც.

- სამუელი შეიძლება არც კი იყოს ავტორი 2მეფეთა წიგნისა (2სამუელისა ეწოდება ებრაული ტრადიციით), იმიტომ რომ იგი უკვე გარდაიცვალა იმ დროისთვის, უფრო სავარაუდებელია რომ ნათანმა ან გადმა დაასრულუს მისი სამუშაო 1ნეშ.29:29

- ეკლესიის ისტორიიდანაც შეიძლებოდა მოგვეყვანა მაგალითები, როდესაც გარდაცვლილთა სულიერ საქმეებს სხვები განასრულებდნენ. ხოლო როცა საქმე შეეხება წმ.წერილს, ჩვენ შეგვიძლია გვწამდეს ის, რომ ღმერთი მიმართავდა და შთააგონებდა იმათაც, ვისაც შეჰქონდა შესწორებანი და დამატებანი 2ტიმ.3,16