Святитель Григорий Палама

 Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II
Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.  Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием , Григорий без труда освоил все предметы,
составлявшие полный курс средневекового высшего образования . Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед , где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского ( память 11 июля), принял  постриг и начал путь подвижничества . Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и
обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под
руководством старца Никифора , а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия . Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства , он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному
деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих
пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память
19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания , оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма ( от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.

 

За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни . В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве , и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы.
Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он
посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом
Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов -отшельников
и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия . В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где
занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие  святителя  Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по
логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и
Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия , объявил умное делание
еретическим заблуждением.
Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь , Варлаам
вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света ; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя
безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились
"Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял
положения святителя Григория Паламы о том , что Бог, недоступный в Своей Сущности , являет Себя в
энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь , а сам он, преданный
анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не
закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама , болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов , в которых объявлял  святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина . Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В
1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу " он вынужден был жить в разных местах . В одну из его поездок в
Константинополь византийская галера попала в руки турок.
Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника , но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь.
Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября
1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354 - 1355, 1362 - 1376), который написал житие и службу  святителю .