3.2.3. "Отче наш" - наученная образцовая молитва от Господа

Лук.11,1-4

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

.

Секреты молитвы "Отче наш"

 

       Мы ещё вернёмся к этим небольшим различиям, а пока начнём с раскрытия одного из секретов молитвы «Отче наш».

       А для этого – одно уточнение. Вы знаете, что молитвы бывают индивидуальные и совместные.

       Чуть выше молитвы «Отче наш» в Евангелии от Матфея Иисус говорил об особенностях индивидуальной молитвы:

Матф.6:5,6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

         Скажите, а вот молитва «Отче наш» − индивидуальная молитва?

       Не-а! Эта молитва исключительно совместная: в ней семь раз повторяются слова «наш», «нам», «нас», «мы»….

       Мы же в обычной речи не называем себя уважительно «на Вы», а тем более во множественном числе?! Типа: и не введи нас, Анатолия Борисовича, в искушение!

       Безусловно, вся молитва идёт от множественного числа молящихся! И потому она особенно уместна в церкви, где её повторяют все верующие.

Так что же это получается, я не могу молится этой молитвой один?

       Можешь! Но тогда ты должен чётко представлять, что молишься в данном случае не только за себя, а за всех верующих.

       Ты как бы стоишь в своей тайной комнате с миллионами других христиан, повторяющих в это же время молитву «Отче наш»!

       И просишь о хлебе насущном не для себя, любимого, а для всех верующих, стоящих в эти мгновения на молитве…

       Если же это у тебя не так, то эта молитва – просто заклинание, формальное повторение заученных слов! Что, вообще-то, не желательно, поскольку толку от такой молитвы – ноль!

       Как написано:

Иер.29:12,13 «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, ЕСЛИ взыщете Меня всем сердцем вашим».

       А повторение заученных фраз без подключения к этому сердца – пустышка, не приносящая ничего, кроме ложного понимания якобы выполненного долга пред Богом, Который в таком виде долги, т.е. молитвы – не принимает! Валюта, знаете ли, не та! Фальшивенькая валюта!

А потому никакого долга ты Богу на самом деле, повторяя на автопилоте «Отче наш», не отдаёшь!

А теперь продолжим исследовать молитву «Отче наш».

       В Евангелии от Луки описаны обстоятельства, при которых Иисус дал ученикам образец молитвы:

Лук.11:1 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих».

       Запомним: молитва «Отче наш» - это урок для учеников Христа! И только для учеников!

       И Господь не только проговорил уже повторенные сегодня слова этой молитвы, но показал в ней, из чего должна состоять молитва христианина:

Она включает в себя двенадцать составных частей:

 

Первое. К кому молитва обращена? К небесному Отцу.

Второе. Утверждение святости, то есть отделённости от мира Божьего Имени. Необходимости для верующего особенного благоговения перед ним.

Третье. Призыв о скорейшем приходе небесного Царства.

Четвёртое. Просьба о свершении Божьей воли на земле.

Пятое. Просьба о даровании насущных, ежедневных потребностей молящихся.

Шестое. Просьба о прощении грехов.

Седьмое. Обязательство прощать согрешивших против нас.

Восьмое. Просьба о защите в искушениях.

Девятое. Просьба о защите от сатаны.

Десятое. Провозглашения владычества Бога в мире.

Одиннадцатое. Провозглашение всемогущества Господа.

Двенадцатое. Прославление Бога.

 

Имя Бога

       Итак, начиная молитвенный урок, Иисус говорит ученикам, что сначала нужно назвать имя Того, к Кому мы обращаемся в молитве: Отец Небесный.

       Заметьте, в дальнейшем содержании молитвы «Отче наш» ни одно из Имён Бога не произносится больше ни разу. Только местоимения «Твоё», «Твоя».

       Это согласуется с третьей Заповедью Десятисловия:

Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

       А в наших молитвах, зачастую, слово «Господь» используется примерно так:

Господь, Отче наш, Господь сущий на небесах, да святится, Господь, Имя Твоё, Господь, да придёт, Господь, царство Твоё, Господь, да свершится, Господь, воля Твоя, Господь, и на земле, Господь, как и, Господь, на небе, Господь…

        Похоже? Слышали такое, да? А! И вас так иногда получается? Попробуйте проконтролировать себя, чтобы не попасть под действие Третьей Заповеди. Ибо сказано: не оставит без наказания!

       Но… Но и то, во что превратили эту заповедь иудеи, которые вообще боятся произнести имя Иеговы, которым Он именно ему, избранному народу, Себя назвал через Моисея, тоже не от большого ума.

       Когда в печатных изданиях еврейских СМИ мы читаем «Бэ чёрточка Гэ»! Что кстати тоже попахивает скорее неуважением, чем боязнью произнести имя Бога. Что это за «БыГы» такое, ребята?!

       Ну, тогда давайте называть Его как в «Гарри Поттере»: «Сами знаете кто!» Так что-ли?!

       Вообще, в характере всех людей со временем доводить любую правильную вещь до совершеннейшего абсурда, что и произошло с Именем Бога в иудаизме…

 

Святость Имени Бога

       И потому, именно поэтому, назвав Бога по Имени в молитве «Отче наш», Иисус тут же советует молящимся, сказать Господу, что имя Божье для них особенное, священное. И отношение к этому Имени особенное, почтительное.

       Таким образом, выводя молящегося из-под удара Третьей Заповеди.

       И получается, что совсем не случайно, после обращения в молитве к Небесному Отцу по имени, сразу же идут почтительные слова о святости Его Имени для молящегося.

       А почему, вообще, молитву необходимо начинать с обращения к Богу, с упоминания имени того, к кому мы обращаемся?

Думаю, вот почему. Вот представьте себе:

Вы заходите один (ну, или одна) в комнату, закрываете за собой дверь, становитесь на колени и начинаете что-то вслух говорить…

Что может подумать о вас человек несведущий? Э! Да у человека с мозгами не всё в порядке – сам с собой разговаривает.

Но мы-то понимаем, что мы разговариваем с невидимым Богом в нашей молитве.

       Но… при этом мы должны всегда помнить ещё одну вещь: в невидимом духовном мире вокруг нас, кроме невидимого Вездесущего Бога есть ещё масса всяких невидимых существ. Давайте вспомним, кого из них упоминает Писание?

 

Жители духовного мира:

Ангелы (у каждого из нас есть ангел хранитель, который всегда рядом):

       Иов называет его ангелом-наставником:

Иов.33:23 «Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его…»

Сатана. Ну, и противоположная, а правильнее, противная сторона тоже проявляет активность вокруг нас:

1Петр.5:8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»

.

Бесы. Но есть, конечно, невидимая гадость и помельче:

1Коринф.10:20 «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами»

.Мелкие бесы тоже топчутся именно в духовном мире.

Техника. Мало того, есть в духовном мире ещё и невидимые средства передвижения, ну, или скорее «мобильные духовные войска»

4Цар.6:1 «И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея».

Духи людей. Существуют ещё и духи умерших:

Лук.24:36-39 «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

       Заметьте, Иисус не сказал, что духов не бывает!

И всякая духовная мелоч. А бывает ещё и такое:

Ис.34:1 «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».

       Надо же, привидения и лешие! Бабы-Яги только не хватает.

       А о скольких обитателях духовного мира мы вообще понятия не имеем!

       Надеюсь, когда-нибудь мы это узнаем.

       Как вы видите, духовный невидимый мир заполнен невидимыми существами.

       И если бы Господь, как слуге Елисея, показал бы нам, что происходит в духовном мире вокруг нас, когда мы становимся на колени для молитвы, мы бы ахнули!

Представьте: Всё пространство вокруг нас заполнено сиянием Божьей славы! Справа и чуть сзади за нами на полу, совсем рядом, сидит скрестив ноги наш ангел-хранитель с мечом на коленях, внимательно посматривая по сторонам (эдакий личный самурай!); за пределами комнаты нарезает круги «рыкающий лев» в сопровождении десятка мелких бесов, ожидая, а не оступимся ли мы?; на кухне за холодильником играет в «Танки» на потерянном кем-то смартфоне леший, а с холодильника внимательно наблюдает за игрой ночное привидение; вместо огненных коней и колесниц, поскольку у нас 21-ый век и колесницы давным-давно пылятся в небесных сараях, а кони отпущены на свободу и теперь, как мустанги, пасутся в прериях Небесного Царства… Вместо них вокруг нас кружат невидимые огненные дроны, огненные крылатые ракеты и огненные истребители 7-го поколения…

Ну, в общем, жизнь в духовной вселенной вокруг нас кипит!

       И потому, начинать наше обращение к духовному миру надо всегда с имени того, с кем именно в духовном мире мы хотим говорить. Чтобы ненароком с лешим не начать общение!

       Ведь хотим-то мы говорить всегда только с Богом?! Не так ли?!

 

Пусть поскорее придёт Царство

       Пошли дальше по молитве «Отче наш». И первая просьба в нашей молитве после обращения к Богу и признания святости Его Имени, это просьба о пришествии Его Царства.

       Почему эта просьба должна быть на первом месте?

       Во-первых, потому что наше вхождение в Царство Бога – это главная цель жизни всякого верующего. И важнее этого нет ничего!

       Во-вторых, мы помним, что когда Христос пришёл на землю, одна из главных его задач была проповедовать приход Царства Небесного:

Матф.4:17 «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

       В третьих, задача, поставленная Мессией Своим ученикам, была такая же:

Матф.10:7 «…ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное».

       А это значит, что и мы в наших молитвах должны постоянно умолять Бога о скорейшем пришествии Его Царства! В первую очередь!

 

Твоя воля

       Вторая просьба к Господу в наших молитвах – просьба о свершении Его воли.

       Заметьте, она стоит в молитве перед тем, как мы начинаем просить о решении своих проблем: Сначала воля Божья, и только потом наши желания!!!

       Почему это так важно? Потому что известные нам качества Божьей воли должны накладывать ограничения на наши просьбы, которые, увы, зачастую не блещут мудростью.

       И потому апостол Павел советует:

Рим.12:2 «…преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

       А как можно познать Божью волю? Да очень просто – спросить у Бога в молитве до того, как лезть к нему со своими проблемами!

       Чему и учит молитва «Отче наш»

 

Хлеб насущный

 

       И наконец, мы переходим к самому интересному:

Лук.11:3 «…хлеб наш насущный подавай нам на каждый день».

       Многие толкователи утверждают, что здесь в лоб говорится о хлебе, как о минимуме необходимого для пропитания.

       Интересно, они сами пробовали прожить хотя бы месяц на одном хлебе?

       Думаю, что правы те толкователи Писания, которые видят в этом хлебе насущном (т.е. жизненно необходимом для существования человека!) самого Иисуса Христа, который называл себя хлебом, сошедшим с небес:

Иоан.6:51 «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

       Отсюда вытекает и указание на Хлеб Причастия, как хлеб насущный, просто необходимый христианину!

       А кроме этого, я думаю, что под хлебом насущным в молитве «Отче наш» Иисус подразумевал всё, необходимое для жизни человека на земле:

       И нормальную еду, и одежду, и дом, и ещё много чего, что Он обещал своим ученикам:

Мар.10:29,30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

       Как видим, для нас, учеников Христа, речь идёт не о буханке «украинского» в день, а чуток побольше…

       А потому, не бойтесь и бестрепетно включайте в молитву самые немыслимые просьбы… Но… предваряя их перед этим обязательным предисловием: Твоя воля да будет!

 

Прости грехи наши.

       И тогда у нас всё будет в порядке… если мы после этого не забудем сделать ещё и вот это:

Лук.11:4 «…и прости нам грехи наши…»

       Всегда, в каждой молитве, без исключения, нужно просить Бога простить наши грехи!

       Помните, в чём упрекал избранный народ Исайя?

Ис.59:1,2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».

       Грех является препятствием для наших молитв! Давайте никогда не забывать об этом и всегда каяться в своих грехах перед Ним.

 

А теперь несколько слов о наших должниках.

 

       Мы, как христиане, обязаны прощать прегрешения наших братьев и сестёр, сделавших нам зло. Если они нас просят об этом. Как написано:

Лук.17:3 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, − прости ему».

       Но мы можем, имеем право, прощать их, даже если они не извиняются. И это уже определяется степенью нашей доброты.

Мар.11:25,26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

       Я вот человек, увы, недостаточно добрый… Но рассчитываю с годами подобреть.

       Хотел дальше сказать о том, что мы должны прощать и врагов своих, но такого в Писании я не нашёл. А нашёл вот что:

Матф.5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»

       Любить, благословлять, благотворить, молится – да! Но об обязанности прощать врагов в Библии нет ни слова!

       Впрочем, простить конечно мы право имеем, если у нас человек, бывший нам врагом попросит прощения!

По-моему, президент Линкольн говорил, что лучший способ избавится от врагов – сделать из них друзей! Говорят, ему это много раз удавалось.

       Совсем недавно была очень интересная и весомо аргументированная проповедь пастора, брата Евгения, об этом механизме прощения.                 Жаль, что её услышали, увы, очень немногие из прихожан.

 

Избавь от искушений

       Следующая часть молитвы: «и не введи нас в искушение». В Современном переводе: «не подвергай нас искушению».

       Понятно, что мы всегда «искренно радуемся», когда впадаем в различные искушения, согласно «добряге» Иакову. Я не один добрый!

       Но, всё-таки Сам Иисус дал нам право в молитве «Отче наш» (да и в других молитвах) просить Небесного Отца, чтобы Он всё-таки избавил нас от искушений.

       Я долго думал, в какой момент мы должны радоваться, когда впадаем в искушения.

       И понял, что самое естественное, радоваться, когда мы уже выпадаем из искушений. Когда мы их уже прошли и «испытанная вера наша…» и дальше в 1-ом Послании Петра что-то про золото…

       Всё-таки Петр больший реалист, чем Иаков:

1Петр.1:6 «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений»

       Значит всё-таки слегка поскорбеть разрешается!

 

Избавь от сатаны

       Ну, и наконец, последняя просьба к Богу в молитве «Отче наш» «избавь нас от лукавого».

       Мы знаем, что разрешить или не разрешить атаку на нас сатане может только Небесный Отец (вспомним начало книги Иова).

       А потому просьба к Нему об избавлении от нападок дьявола в молитве вполне уместна.

       Хотя мы прекрасно понимаем, что Бог может допустить такую атаку, чтобы сделать нас ещё лучше.

       Причём, очень показательно, что в молитве «Отче наш» сатане отведено надлежащее ему место – последнее!

 

Царство... сила... слава...

       А вот и финал сегодняшнего исследования образцовой молитвы.

       Последние в ней слова у Матфея, которые отсутствуют у Луки: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки». Почему их нет, мы можем только предположить:

       Скорее всего, эти мысли для апостола Павла (со слов которого писал Лука) настолько очевидны, что он не посчитал нужным упомянуть их в конце молитвы.

       Но поскольку они всё-таки есть в Писании, давайте попробуем понять, что они означают?

       В этих словах молящийся признаёт, что понимает, что вся вселенная принадлежит Богу. Истинно, Его Царство!

       И что только у Него достаточно силы сделать то, что мы у Него просим. Его сила! Он – Бог Всемогущий!

       И за всё, что бы с нами не происходило по Его воле, мы прославляем только Его! Ему слава!

       На мой взгляд, этими последними словами Иисус просто уничтожает глупость людей, которые молятся кому-то ещё, кроме Господа.

       Всяких поклонников святых, угодников, чудотворцев, девы Марии…

       Всех может быть даже праведных и святых покойников, кого глупость наших предков вытянула за волосы якобы на уровень со Всемогущим Богом.

       Но это они так думают!

А из Писания видно, что творение должно молится только и исключительно Творцу.

Триединому Богу: Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

3.2.3. „მამაო ჩვენო“ - უფლის მიერ ნასწავლები სანიმუშო ლოცვა

მათე 6

9. თქვენ კი ასე ილოცეთ: მამაო ჩვენო, რომელიც ხარ ცათა შინა, წმიდა იყოს სახელი შენი;

10. მოვიდეს მეფობა შენი, და იყოს ნება შენი, ვითარცა ცათა შინა, ეგრეცა ქვეყანასა ზედა;

11. პური ჩვენი არსობისა მოგვეც ჩვენ დღეს;

12. და მოგვიტევე ჩვენ თანანადებნი ჩვენი, ვითარცა ჩვენ მივუტევებთ თანამდებთა მათ ჩვენთა;

13. და ნუ შეგვიყვან ჩვენ განსაცდელში, არამედ გვიხსენ ჩვენ ბოროტისგან. რადგან შენია მეფობა, ძალი და დიდება საუკუნეთა მიმართ. ამინ!

.

ლუკა 11

1. ერთხელ, რომელიღაც ადგილას იყო და ლოცულობდა; როცა დაასრულა, ერთმა მოწაფეთაგანმა მიმართა: "უფალო, გვასწავლე ლოცვა, როგორც იოანე ასწავლიდა თავის მოწაფეებს”.

2. უთხრა მათ: "როცა ლოცულობთ, თქვით - მამაო ჩვენო, რომელიც ხარ ცათა შინა, წმიდა იყოს სახელი შენი, მოვიდეს მეფობა შენი და იყოს ნება შენი, ვითარცა ცათა შინა, ეგრეთცა ქვეყანასა ზედა.

3. პური ჩვენი არსობისა მოგვეც ჩვენ ყოველდღე.

4. და მოგვიტევე ჩვენი ცოდვები, როგორც ჩვენ მივუტევებთ ყველა ჩვენს მოვალეს; და ნუ შეგვიყვან ჩვენ განსაცდელში, არამედ გვიხსენ ჩვენ ბოროტისაგან”.

***

მათ.6:12 და ლუკ.11,4 -ში განსხვავებულად წერია "თანანადებნი" (ვალები) შეცვლილია სიტყვით "ცოდვა", ხოლო მათ.6,13 -ის სიტყვები "რადგან შენია სუფევა და ძალი და დიდება უკუნისამდე." გამოტოვებულია ლუკასთან.

***

გარდა ჩვეულებრივი წყობის აზრებისა "მამაო ჩვენო" მოიცავს რამდენიმე საიდუმლოს, რომლებიც, ერთის მხრივ თითქოს დევს ზედაპირზე, მაგრამ მეორე მხრივ ვერ ხედავენ მათ ან არ უფიქრდებიან წარმომთქმელნი.

.

"მამაო ჩვენოს" ერთერთი საიდუმლო ისაა, რომ ის წარმოადგენს არა ინდივიდუალურ, არამედ ერთობლივ ლოცვას. მასში შვიდჯერ მეორდება სიტყვა «ჩვენ».

ჩვენ ხომ ჩვეულებრივ მეტყველებაში არ ვუწოდებთ თავს თქვენობით პატივისცემით ფორმაში. მთელი ლოცვა მიმდინარეობს მრავლობით რიცხვში და ამიტომ უფრო ეკლესიაში მლოცველთაგან წარმოსათქმელად ჟღერს.

და რა გამოდის აქედან მე ინდივიდუალურად მარტოს არ შემიძლია ლოცვა?

შეგიძლია! მაგრამ მაშინ უნდა წარმოიდგინო, რომ ამ შემთხვევაში ლოცულობ ყველა სხვა მლოცველებთან ერთად.

შენ დგახარ შენს საიდუმლო ოთახში და სხვა მილიონობით ქრისტიანთან ერთად იმეორებ «მამაო ჩვენო»!

და ითხოვ პურს არსობისას არა მხოლოდ შენთვის, არამედ ყველა სხვა მორწმუნისთვისაც…

თუ ეს ასე არაა შენს შემთხვევაში, მაშინ ეს ლოცვა კი არა უბრალოდ შელოცვაა, დაზეპირებული სიტყვების ფორმალური განმეორება! ასეთი ლოცვისგან კი არანაირ სარგებელს არ უნდა მოველოდეთ!

იერემია 29

12. მომიხმობთ, მოხვალთ, შემევედრებით და მე მოგისმენთ თქვენ.

13. დამიწყებთ ძებნას და მიპოვნით, თუ მთელი გულით მეძებეთ.

მხოლოდ განმეორებადობა დაზეპირებული ფრაზებისა თუ მასში ჩართული არ არის გული - არაფერია, ეს მხოლოდ ვალდებულების მოხდის გრძნობის დაკმაყოფილება თუ იქნება, რაც, ალბათ ხვდებით, რომ არ იქნება ღმერთისთვის სათნო!

.

ლუკ.11:1 -ში აღწერილია გარემოება რომლის დროსაც მისცა იესომ მოწაფეებს ეს ლოცვა.

აქედან ჩანს, რომ ეს არის გაკვეთილი მოწაფეებისთვის - ლოცვის ნიმუში!

უფალმა აჩვენა მასში თუ რას უნდა მოიცავდეს საერთოდ ქრისტიანის ლოცვა -

როგორც ვხედავთ ის შედგება თორმეტი ნაწილისგან:

.

პირველი. ვის მიმართაა ლოცვა? ზეციური მამისადმი.

მეორე. სიწმიდის გამოკვეთა, ანუ ღმერთის სახელის ქვეყნიერებისგან განცალკევებულობის. მორწმუნისთვის მის წინაშე განსაკუთრებული კრძალულობის აუცილებლობის.

მესამე. ცათა სასუფევლის მალე მოსვლის შესახებ.

მეოთხე. სათხოვარი ღვთის ნების დედამიწაზე აღსრულების შესახებ.

მეხუთე. სათხოვარი მლოცველთა საარსებო ყოველდღიური მოთხოვნილებების შესახებ.

მეექვსე. სათხოვარი ცოდვების პატიების შესახებ.

მეშვიდე. ვალდებულება ჩვენს წინააღმდეგ შემცოდებლების მიმართ.

მერვე. სათხოვარი საცდურებისგან დაცვის შესახებ.

მეცხრე. სათხოვარი სატანისგან დაცვის შესახებ.

მეათე. ამქვეყნად ღმერთის ძალაუფლების აღიარების შესახებ.

მეთერთმეტე. უფლის ყოვლისშემძლეობის გამოცხადება.

მეთორმეტე. ღმერთის განდიდება.

.

ღმერთის სახელი

ლოცვის გაკვეთილის დასაწყისში იესო ამბობს, რომ უნდა დასახელდეს მისი სახელი ვისკენაცაა მიმართული ლოცვა: მამა ზეციერი.

ნახეთ ლოცვაში ღმერთის არცერთი სახელი არ იხსენიება გარდა ნაცვალსახელისა «შენ».

ეს შესატყვისობაშია ათი მცნების მესამე მცნებასთან:

გამ.20:7 «არ დაიფიცო ფუჭად უფლის, შენი ღვთის სახელი, რადგან დაუსჯელი არ გადაურჩება უფალს მისი სახელის ფუჭად მოფიცარი.»

.

იყოს ნება შენი

მეორე სათხოვარი დგას ლოცვაში იქამდე ვიდრე დავიწყებდეთ ჩვენი პრობლემების გადაწყვეტის თხოვნას. ჯერ ღვთის ნებას ვაყენებთ და მერე ჩვენს სურვილებს!!!

რატომაა ეს ასე მნიშვნელოვანი? იმიტომ რომ ჩვენთვის ცნობილიმა ღვთის ნებამ შესაბამისობაში მოიყვანოს ჩვენი სათხოვრები, რომლებიც, როგორც ვიცით არ ბრწყინავენ სიბრძნით.

ამიტომაა მოციქული პავლე რომ გვირჩევს:

რომ.12:2 «…გარდაიქმენით თქვენი გონების განახლებით, რათა შეიცნოთ, რა არის ნება ღვთისა, კეთილი, სათნო და სრული.».

როგორ უნდა შევიცნოთ ღვთის ნება? – ვთხოვოთ ღმერთს ლოცვაში იქამდე, ვიდრე დავუყენებდეთ ჩვენს პრობლემებს!

ასეთ თანმიმდევრობას გვასწავლის ლოცვა «მამაო ჩვენო».

.

პური არსობისა

ლუკ.11:3 ბევრი განმმარტებელი ამტკიცებს, რომ აქ საუბარია პურზე, როგორც საჭირო რაოდენობის საზრდელის აუცილებელ მინიმუმზე.

საინტერესოა თვითონ თუ უცდიათ ეცხოვრათ თუნდაც ერთი თვე მხოლოდ პურით?

ვფიქრობ, რომ მართალნი არიან წერილის ის განმმარტებლები, რომლებიც ხედავენ ამ არსობის პურში (ანუ სასიცოცხლოდ მნიშვნელოვანს ადამიანის არსებობისთვის!) თვით იესო ქრისტეს, რომელიც უწოდებდა თავს პურს, ზეციდან ჩამოსულს:

იოან.6:51 «მე ვარ პური ცოცხალი, რომელიც ჩამოველ ზეცით; ვინც ამ პურს შეჭამს, უკუნისამდე იცოცხლებს. პური, რომელსაც მე მოგცემთ, ჩემი ხორცია, რასაც გავცემ ქვეყნის სიცოცხლისათვის.»

აქედანვე გამომდინარეობს ზიარების პურზე მითითებაც, როგორც არსობის პურზე, რომელიც აუცილებელია ქრისტიანისთვის!

გარდა ამისა, მე ვფიქრობ, არსობის პურად ლოცვაში «მამაო ჩვენო» იესო გულისხმობდა ყველაფერს, რაც აუცილებელია კაცისთვის დედამიწაზე ცხოვრებისთვის:

ნორმალური საკვები, სამოსელი, სახლი, და კიდევ ბევრი რამ, რაც აღუთქვა თავისიანებს:

მარკოზი 10

29. იესომ პასუხად თქვა: ჭეშმარიტად გეუბნებით თქვენ: არ არის კაცი, რომელმაც მიატოვოს სახლ-კარი, გინდა და-ძმები, გინდა დედ-მამა, გინდა ცოლ-შვილი, გინდა ადგილ-მამული ჩემი და სახარების გულისთვის,

30. და ახლავე, ამჟამად, ასმაგად არ მიიღოს სახლ-კარიც, და-ძმაც, დედ-მამაც, შვილებიც და ადგილ-მამულიც, ხოლო მომავალ საუკუნეში - საუკუნო სიცოცხლე.».

როგორც ვხედავთ, ჩვენთვის, ქრისტეს მოწაფეებისთვის, საუბარია არა საჭმელ პურზე, არამედ ცოტა მეტზე... ამიტომ რასაც შეიტანთ სათხოვრებში აუცილებელ წინაპირობად დაისახეთ თქვათ: დაე იყოს ნება შენი!

.

მოგვიტევე ცოდვები ჩვენი

ლუკ.11:4 ყოველთვის, ყოველი ლოცვისას, გამონაკლისის გარეშე, საჭიროა ვთხოვოთ ღმერთს გვაპატიოს ჩვენი ცოდვები!

გაიხსენეთ, რაში სდებს ბრალს ესაია რჩეულ ხალხს:

ესაია 59

1. აჰა, არ დამოკლებულა უფლის ხელი რომ ხსნა არ შეეძლოს, და არ დამძიმებულა მისი ყური, რომ ვერ ისმინოს.

2. მხოლოდ თქვენი უკეთურებანი იყო გამყოფი თქვენსა და თქვენს ღმერთს შორის და თქვენმა ცოდვებმა დაფარეს მისი სახე თქვენგან და აღარ ესმოდა მას,

ცოდვაა დაბრკოლება ჩვენი ლოცვებისთვის! მოდით ნურასოდეს დავივიწყებთ ამის შესახებ და ყოველთვის მოვინანიოთ ისინი უფლის წინაშე.

.

ორიოდ სიტყვა ჩვენს მოვალეებზე

ჩვენ, როგორც ქრისტიანები, მოვალენი ვართ ვაპატიოთ ჩვენს მიმართ შემცოდებლებს:

ლუკა 17

3. დაუკვირდით თქვენს თავს: თუკი შენი ძმა შეგცოდავს, შერისხე იგი; და თუ შეინანებს, მიუტევე.

4. დღეში შვიდჯერაც რომ შეგცოდოს და შვიდჯერვე მოგიბრუნდეს და გითხრას - ვნანობო, მიუტევე.

ჩვენ შეგვიძლია, გვაქვს უფლება, ვაპატიოთ მათ, მაშინაც კი თუ ისინი არ მოიბოდიშებენ. მაგრამ ამას უკვე განსაზღვრავს ჩვენში კეთილობის ხარისხი.

მარკოზი 11

25. როდესაც ლოცვად დგახართ, მიუტევეთ, ვინც რამე გცოდათ, რათა მამამ თქვენმა ზეციერმაც მოგიტევოთ თქვენი შეცოდებანი.

26. ხოლო თუ არ მიუტევებთ, არც მამა თქვენი ზეციერი მოგიტევებთ თქვენს შეცოდებებს.

მაგრამ ხომ არის კაცი რომელიც არაა საკმაოდ კეთილი…

მინდოდა მეთქვა, რომ ჩვენ მტრებსაც უნდა ვაპატიოთ, მაგრამ ასეთი რამ წერილში ვერ ვნახე, თუმცა სამაგიეროდ ეს ვიპოვნე:

მათე 5

44. ხოლო მე გეუბნებით თქვენ: გიყვარდეთ თქვენი მტერნი; დალოცეთ თქვენი მაწყევარნი; კეთილი უყავით თქვენს მოძულეთ და ილოცეთ თქვენსავ მდევნელთა და შეურაცხმყოფელთათვის.

გიყვარდეს, აკურთხე, ილოცე - ეს კი! მაგრამ ვალდებულება რომ აპატიო მტრებს, ბიბლიაში ამას ვერ ნახავთ!

.

ნუ შეგვიყვან ჩვენ განსაცდელში

პეტრე და იაკობი განსაცდელით სიხარულზე ლაპარაკობენ:

იაკობი 1

2. ყოველივე სიხარულად ჩათვალეთ, ჩემო ძმებო, როცა სხვადასხვა განსაცდელში ვარდებით.

1პეტრე 1

6. ამით გაიხარეთ, თუმცა ამჟამად მცირე ხანს უნდა გაწვალდეთ მრავალგვარ განსაცდელში,

ხოლო თვით იესომ მოგვცა უფლება «მამაო ჩვენოში» (და სხვა ლოცვებშიც) ვთხოვოთ ზეციერ მამას მოგვაცილოს განსაცდელი.

.

დაგვიცავი სატანისგან

და ბოლოს, ბოლო სათხოვარი ღმერთისადმი ლოცვაში «მამაო ჩვენო» - «გვიხსენ ჩვენ ბოროტისაგან».

ჩვენ ვიცით, სატანისგან თავდასხმის დაშვება ან არდაშვება შეუძლია მხოლოდ ღმერთს (გავიხსენოთ იობის წიგნის დასაწყისი).

ამიტომაც სათხოვარი მისგან თავდახსნისა უცილობლად საჭიროა.

.

შენია მეფობა, ძალი და დიდება

ამ სიტყვებით მლოცველნი აღიარებენ მთელი სამყარო რომ ღმერთს ეკუთვნის!

და რომ მხოლოდ მას აქვს საკმარისი ძალა გააკეთოს ის, რასაც ვთხოვთ!

და ყოველივესთვის, რაც უნდა ხდებოდეს მისი ნებით ჩვენს ცხოვრებაში, მას დიდება!

ვფიქრობ, ამ ბოლო სიტყვებით იესო წერტილს უსვამს იმ ადამიანთა სიბრიყვეს, რომლებიც ღმერთის გარდა კიდევ ვიღაც-ვიღაცეების წინაშე ლოცულობენ და მფარველობის იმედი აქვთ… მაშინ როცა ქმნილება უნდა ლოცულობდეს მხოლოდ თავის შემოქმედთან და ადიდებდეს მას.

__ კიევის ეკლესია "გოლგოთა" __

__თემაზე წერდნენ__

***

„უფალო გვასწავლე ჩვენ ლოცვა“ ნიშნავს სხვა სიტყვებით, მოგვეცი ჩვენ მანიფესტი, პროგრამა ჩვენი რელიგიური ცხოვრების და მოქმედების, იმ ჩანასახთა მიხედვით, რომელიც ჩვენშია, ისე როგორც იოანემ მისცა თავის მოწაფეებს პროგრამა მათი რელიგიური ცხოვრების და მოქმედების.

__ წმ. გრიგოლ ფერაძე __

-----------------------------

სურათზე

იერუსალიმში აღმოჩენილი "მამაო ჩვენოს" ტექსტი