1.2.83 Нимрод (Нимврод, Невро́д, Не́мврод)

***

Имя Нимрод (ст. 8-10) означает "бунтарь". Нимрод – первый, кто был "силен на земле" после потопа (ст. 8). Он же основал первое царство (ст. 10). Взбунтовавшись против Бога, Нимрод построил город Вавилон, а также Ниневию в Ассирии (см. ст. 11), которая стала еще одним постоянным врагом избранного Богом народа.

Бытие 10 глава – Комментарии МакДональда

***

10:8 Нимрода. Царь шумеров, заложивших основы вавилонской цивилизации.

10:10 Вавилон. Строительство Вавилона описывается в следующей главе. Вавилон был центром цивилизации Древнего Востока.

Эрех. Урук, город в Вавилонии. В настоящее время на его месте расположен город Варка.

Аккад. Город, находившийся в Северной Вавилонии; сегодня на его месте расположен город Агаде.

в земле Сеннаар. Одно из древних семитских названий Вавилонии.

10:11 Ассур. Ассирийцы.

Ниневию. Столица Ассирии.

Реховоф-ир, Калах и Ресен. Вместе с собственно Ниневией составляли "великий город".

Бытие 10 глава – Библия – Женевская Библия

***

«…сей начал быть силен на земле», то есть в то время как шедшие перед ним удовлетворялись тем же уровнем, что и их соседи, и каждый человек придерживался правил в своем доме, но никто не притязал на что-то большее, честолюбивый разум Нимрода не мог остановиться на достигнутом; он решил возвыситься над своими соседями, чтобы быть не только известным среди них, но и их господином. Тот же самый дух, который двигал исполинами, жившими до потопа (ставшими сильными, славными людьми, Быт 6:4), теперь ожил в нем. Так быстро был забыт тот страшный суд, вызванный тиранией этих могущественных людей. Отметьте: некоторые люди имеют врожденные амбиции и стремление к власти. Такие существовали и будут существовать, несмотря на гнев Божий, часто изливающийся на них с небес. Ничто по эту сторону ада не смирит и не сокрушит гордый дух некоторых людей, таких, как Люцифер (Ис 14:14,15). Отметьте:

I. Нимрод был великим охотником; с этого он начал и благодаря этому стал повсеместно известным. В память о нем каждый великий охотник назывался Нимрод.

1. Некоторые считают, что благодаря этому умению он делал много хорошего для своей страны, освобождая от наполнявших ее диких зверей и таким образом вкрадываясь в чувства своих соседей, чтобы стать их владыкой. Люди, обладающие властью, являются или, по крайней мере, называются благодетелями (Лук 22:25).

2. Другие полагают, что под видом охоты он собирал вокруг себя мужчин, чтобы командовать ими, разыгрывая другую игру и стремясь стать повелителем этой страны и подчинить себе всех. Он был сильный зверолов, то есть яростный захватчик прав и собственности своих соседей, преследователь невинных людей, преуспевающий во всем и стремящийся силой и насилием завладеть всем. Он считал себя сильным владыкой, но пред Господом (т.е. в глазах Бога) он был лишь сильным звероловом. Отметьте: великие завоеватели являются лишь великими звероловами. Александр Великий и Цезарь не представлены в Писании такими великими людьми, какими являются в общей истории; они упоминаются в пророчестве, но в качестве козла, пробивающего себе дорогу (Дан 8:5). Нимрод был великим звероловом против Господа (как говорит Септуагинта), то есть (1) он учредил идолопоклонство, как сделал Иеровоам для утверждения своей незаконно захваченной власти. Чтобы учредить новое правительство, он учредил новую религию на обломках первобытных постановлений о том и другом. Вавилон был матерью блудниц. Или (2) он угнетал народы и применял силу, бросая вызов самому Богу и небесам своей дерзостью, словно он и его звероловы могли превзойти Всевышнего и были достойными соперниками Господа сил и всех Его армий. Словно мало для них затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего (Ис 7:13).

II. Нимрод был великим правителем: «Царство его вначале составляли: Вавилон…» (ст. 10). Тем или иным способом, благодаря искусству или войску, он добился власти; то ли он был избран, то ли силой проложил к ней путь. Тем самым он заложил основы монархии, которая впоследствии стала головой из золота и ужасом сильных, распространившись по всей земле. Ничто не говорит о том, что он обладал этим правом по рождению, но то ли его пригодность для управления выдвинула его, как считают некоторые, на выборах, то ли он продвигался с помощью силы и хитрости постепенно и, возможно, незаметно к престолу. Обратите внимание на древнее происхождение гражданской власти, особенно на ту ее разновидность, которая облачает верховной властью одного человека. Если начало было положено Нимродом и его соседями, то вскоре другие соседи также научились объединяться под одной главой для общей безопасности и благополучия. И каким бы ни было начало, но в дальнейшем это оказалось великим благословением для мира и считалось, что дела государства обстоят плохо, так как не было царя в Израиле.

III. Нимрод был великим строителем. Возможно, он был архитектором при постройке Вавилона и оттуда началось его царство; но когда его планы царствовать над всеми сыновьями Ноя были разрушены из-за смешения языков, то из сей земли он отправился в Ассирию (написано на полях, ст.11) и построил Ниневию и т.д. Построив эти города, он мог повелевать и царствовать над ними. На примере Нимрода обратите внимание на природу амбиций.

1. Она не имеет границ. Многие желают иметь больше и продолжают вопить: «Дай, дай».

2. Она не имеет покоя. Нимрод, после того как в его власти оказалось четыре города, не мог успокоиться, пока не построил еще четыре.

3. Она требует затрат. Нимрод был согласен взять на себя расходы по строительству городов, лишь бы иметь честь царствовать над ними. Дух строительства является обычным результатом духа гордости.

4. Она отчаянна и ни перед чем не остановится. Имя Нимрод означает бунтарство, что учит нас (если только он злоупотреблял властью для угнетения своих соседей), что тираны по отношению к Богу являются бунтарями перед Богом, а их непокорность есть такой же грех, что волшебство.

Бытие 10 глава – Комментарии Мэтью Генри

***

Быт. 10:8-12. Своего рода «вставкой» в «таблице народов» является рассказ о Нимроде, который (и это первый случай в главе 10) начинается со слова «родил» (Хуш родил Нимрода). Нимрод не обязательно был сыном Хуша; он мог происходить по его линии. Так или иначе, попытки отождествить Нимрода с историческим лицом или определить время его жизни не увенчались успехом.

Бытие 10 глава – Комментарии Далласской семинарии

1.2.83 ნიმროდი (ნებროთი, ნებაროთ, ნავროდი)

ებრ. נִמְרוֹד - აღვდგეთ. ებრ. ზმნიდან marad – გაღიზიანებულობა, წინააღმდგომობა

-

სეპტუაგინტაში Νεμβρωδ

-

- ქამის შთამომავალი, ქუშის ძე დაბ.10,8-12

- მონადირე დაბ.10,8.9

- ქალაქების მშენებელი დაბ.10,10

- მისი ქვეყანა მიქ.5,6

-

ბიბლიის მუხლები

დაბადება 10

8. ქუშმა შვა ნებროთი. ამან დაიწყო ძალის გამოჩენა ქვეყანაზე.

9. ძლიერი მონადირე იყო უფლის წინაშე; ამიტომაც თქმულა, ნებროთივით ბუმბერაზი არისო უფლის წინაშე.

10. მისი სამეფოს რჩეული ქალაქები იყო ბაბილონი, ერექი, აქადი და ქალნე, შინყარის ქვეყანაში.

11. ამ ქვეყნიდან გამოვიდა აშური და ააშენა ნინევე, რეხობოთ-ქალაქი, ქალახი

12. და რესენი ნინევესა და ქალახს შორის, დიდი ქალაქი.

მიქა 5

6. დამწყესავენ აშურის ქვეყანას მახვილით და ნიმროდის ქვეყანას მის კართან, და იხსნის აშურისგან, როცა ის მოვა ჩვენს ქვეყანაში და როცა ჩვენს საზღვრებში მემოდგამს ფეხს.

__თემაზე წერდნენ__

***

დაბ.10,8-10 სახელი ნიმროდი ნიშნავს "მოჯანყეს". ნიმროდი პირველია, ვინც იყო "იწყო ძალის გამოჩენა დედამიწაზე" წარღვნის შემდეგ (მუხლ. 8). მანვე დაარსა პირველი სამეფო (მუხლ. 10). ღმერეთის მოწინააღმდეგემ ააშენა ქალაქი ბაბილონი (მუხლ. 11), რომელიც იქცა ღვთის რჩეული ხალხის მუდმივ მტრად.

__ მაკდონალდის კომენტარები__

***

დაბ.10:8 ნიმროდი. შუმერთა მეფე, ჩაუყარა საფუძველი ბაბილონურ ცივილიზაციას.

10:10 ბაბილონის მშენებლობა აღწერილია შემდგომ თავში. ის იყო აღმოსავლეთის ცივილიზაციის ცენტრი.

ერექი (ურუქი) ბაბილონიის ქალაქი. დღეს მის ადგილასაა ქ. ბარკა.

აქადი ჩრდილოეთ ბაბილონიის ქალაქი, დღეს არის მის ადგილას ქ. აგადე.

შინყარი ერთერთი ძველი სემიტური სახელწოდებაა ბაბილონიისა.

10:11 აშური. ასირია.

ნინევია მისი დედაქალაქი.

რეხობოთ-ქალაქი, ქალახი და რესენი ერთად შეადგენდნენ "დიდ ქალაქს".

__ ჟენევის ბიბლიის კომენტარი__

***

დაბ.10,8-12 ნიმროდმა «იწყო ძალის გამოჩენა დედამიწაზე», ანუ იმ დროის მასთან ერთად მავლები კმაყოფილდებოდნენ იმ დონით, რაც ჰქონდათ მეზობლებს, ყოველი კაცს ჰქონდა თავისი წესები საკუთარ სახლში, არავინ ესწრაფვოდა რაიმე უფრო მეტს, ნიმროდის პატივმოყვარე გონება ვერ კმაყოფილდებოდა მიღწეულით; მან გადაწყვიტა აღმატებოდა თავის მეზობლებს, რომ ყოფილიყო არა მხოლოდ ცნობილი მათ შორის, ასევე მათი ბატონიც. იგივე სული, რაც ამოძრავებდა ბუმბერაზებს, წარღვნამდე რომ ცხოვრობდნენ (ძლიერი და სახელოვანი ხალხი დაბ.6:4), ახლა გაცოცხლდა მასში. ასე უცებ იქნა დავიწყებული ის საშინელი მსჯავრი, რაც დაატყდა იმ ტირან ძლიერ ხალხს. აღსანიშნავია:

ზოგს აქვს დაბადებითი ამბიცია და სწრაფვა ძალაუფლებისკენ. ასეთები არსებობდნენ და კვლავაც იარსებებენ, ვერაფერი შეაჩერებთ მათ ჯოჯოხეთში მიმავალ ამაყ სულს, მსგავსად ლუციფერისა (ეს.14:14,15).

ნიმროდი იყო იყო ისე ცნობილი და დიდი მონადირე, რომ მას ადარებდნენ სხვებს. ზოგიერთები თვლიან, რომ ის აკეთებდა ბევრ სიკეთეს თავისი ქვეყნისთვის, აცილებდა მას უამრავ მხეცს. ძალაუფლების მფლობელნი იწოდებიან "კეთილისმყოფლებად" (ლუკ.22:25).

სხვები ვარაუდობენ, რომ მონადირეობის ეგიდით თავის გარშემო იკრებდა კაცებს, ხელმძღვანელობდა მათ და თამაშობდა სხვა თამაშს, ცდილობდა გამხდარიყო ქვეყნის მმართველი და დაემორჩილებინა ყველა. ის იტაცებდა მეზობლების ქონებას, ართმევდა მათ უფლებებს, ძალით უფლობდა ყველაფერზე. ის თვლიდა თავს ძლიერ ხელისუფლად, მაგრამ ღვთის თვალში ის იყო მხოლოდ ძლიერი მონადირე. აღსანიშნავია, რომ დიდი დამპყრობელნი ალექსანდრე დიდი და კეისარი არ არიან წერილში ისეთი დიდი ადამიანები, როგორადაც იხსენიებიან საერთოდ ისტორიაში; მათზე წერია წინასწარმეტყველებაში, ვაცის მსგავსი, რომელიც თავის წინ იკვალავს გზას (დან.8:5).

ნიმროდი იყო (1) ძალაუფლების უკანონოდ მიმთვისებელი იერობოამივით (3მფ.12,20.31).

ბაბილონი იყო მეძავთა დედა (2) ის ტანჯავდა ხალხებს და ეწინააღმდეგებოდა ღმერთს (მის მოთმინებას სცდიდა ეს.7:13).

ნიმროდმა დაუდო საფუძველი მეფობას სხვა მეზობლებშიც სამომავლოდ და ამ წამხედურობით მოითხოვეს მეფე ისრაელიანებმაც იმ საბაბით, რომ განუკითხაობა არ ყოფილიყო ქვეყანაში (მსაჯ.17,6)

ნიმროდი იყო ქალაქმშენებელი, შესაძლოა არქიტექტორიც. (მუხლ. 11) მისი მიბაძვით აშენდა შემდგომში ნინევია აშურ სემის ძის მიერ (მუხლ.22).

__ მეთიუ ჰენრი __

დაბ.10,8 "ქუშმა შვა ნებროთი". ქუშის ძე შეიძლება არ იყოს უშუალოდ, უნდა იყოს მინიშნება, რომ იშვა მისი ხაზით. ასეა თუ ისე მისი დაბადების თარიღი არანაირად არ დგინდება.

__ დალასის სემინარიის კომენტარი __