1.1.23. О книгах нового завета

Что такое Евангелие?

 Что такое Евангелие? Слово “евангелие” древнегреческое, и обозначает благую, то есть радостную, добрую весть, известие или благовестие, благовествование. В классическом древнегреческом языке слово “евангелие” было употребляемо в следующих смысловых значениях:

 

1. для обозначения награды, которая давалась вестнику за то, что он принес радостное известие;

 

2. для обозначения жертвы, которую приносили языческим богам по случаю получения радостного известия;

 

3. для обозначения самой доброй вести.

 

В христианском понимании, а также в Новом Завете это слово обозначает следующее

 

1. Добрую весть о том, что Иисус Христос совершил примирение людей с Господом. Снял с людей проклятие первородного греха, дал людям возможность достичь Царства Небесного и спасения своей души через совершение человеком добрых дел и исполнение Закона Божьего. “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия” (Матф.4, 23).

 

2. Слово “евангелие” также обозначает само учение Иисуса Христа, проповедуемое Им Самим. “И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие” (Матф.9:35). Слово “евангелие” обозначает и рассказ Апостолов об Иисусе Христе и Его учении. “Проповедуя Евангелие, благовествую о Христе” (1Кор.9, 18). Апостолы рассказывают

об Иисусе Христе, как о Царе Царства Божьего, Мессии -- Спасителе, Искупителе и Сыне Божьем. “Воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого” (2Кор.4, 4).

 

3. В некоторых случаях слово “евангелие” обозначает новозаветное учение в виде христианской религии, прежде всего повествующее о событиях из жизни Иисуса Христа, Спасителя, и о Его учении. “Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам ... что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день” (1Кор.15,1-4). То есть слово “евангелие” употребляется для рассказа последовательно изложенных фактов жизни Христа и Его учения .

 

Слово “евангелие” также обозначает изъяснение ( истолкование) и оценку событий из жизни Спасителя мира и Его учения . “Ибо я не стыжусь благовествования Христова , потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему” (Рим.1:16). То есть Апостол Павел не стыдится учения Христова и оценивает его как учение , в котором есть сила Божья, и которое приводит ко спасению . “Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову” (2Кор.9:13). То есть люди, видя опыт евангельского служения, высоко его ценят и славят Господа Бога , и проявляют покорность (то есть признание) Евангелию Христову.

 

4. Словом “евангелие” обозначают рассказ об искупительной жертве Иисуса Христа , о Его крестном подвиге во имя спасения человечества , связанного с призывом к покаянию , вере и к избавлению от греха, для улучшения жизни и достижения спасения. “Покайтесь и веруйте в Евангелие” (Марк.1:15). “Только живите достойно благовествования Христова” (Флп.1:27).

 

5. Слово “евангелие”, или его синоним “благовестие”, употребляют для обозначения проповедования христианского учения. “Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию” (Рим.1:1).

 

То есть призванный к распространению учения Христова . В смысле устной проповеди учения Христова и употребляет это слово Апостол Павел . А словом “евангелизация” обозначают миссионерскую деятельность , связанную с распространением учения Иисуса Христа . Слово “евангелие”, в виде понятия “благая весть”, применяется в описании Благовещенья, когда Дева Мария получила от Господа Бога Благую весть (то есть приятное известие или радостное слово ). И от Духа Святого зачала Сына Божьего, Иисуса Христа . Слово “евангелие” или “благовестие” употребляют в соединении с другими словами в виде словосочетаний . Слово, прибавляемое к слову “евангелие” или “благовестие” конкретизирует смысл таких словосочетаний и уточняет их . Например, в Новом Завете встречаются такие словосочетания . “Евангелие Царства” (Матф.4:23), то есть радостная весть, рассказывающая о Царстве Божием . “Евангелие Царствия Божия” (Марк 1:14).

 

Или такие словосочетания. “Евангелие благодати Божией” (Деян.20:2-4). То есть радостная весть о благодати Божьей . “Благовествовать мир” (Еф.6:15). То есть радостная весть о мире. “Благовествование вашего спасения” (Еф.1:13).

 

То есть радостная весть о спасении . В некоторых случаях слова , следующие за словом “евангелие” или “благовестие” , обозначают источник благой радостной вести . Например: “К благовестию Божию” (Рим.1:1). “Евангелие Божие” (2Кор.11:7), “Благовестие Божие” (1Фес.2:8) . То есть благовестие (радостная весть) исходящее от Господа Бога. Или, например “Священнодействие благовествования Божия” (Рим.15:16). В этой цитате говорится о священных действиях , основанных на благовествовании, то есть Евангелии Божьем. В словосочетании одно из слов может обозначать личность человека , совершаемого проповедь. Так, например Апостол Павел говорит: “В день, когда, по благовествованию моему , Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим.2:16).

 

Словом “евангелие” названы и четыре книги , вошедшие в Новозаветный канон, и рассказывающие о жизни и учении Иисуса Христа . Это Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Три первых Евангелия названы в богословии синоптическими , потому что согласно взглядам отцов церкви , эти книги сходно рассказывают о жизни и учении Иисуса Христа . Слово “синоптический” в переводе с греческого обозначает “вместе смотрящие” . Но поскольку четыре Евангелиста , излагая жизнь и учение Иисуса Христа, все таки сохранили свою авторскую индивидуальность , как философы и рассказчики, то в богословии четыре Евангелия имеют символическое обозначение , выражающее суть каждого евангельского повествования ,

1.1.23. ახალი აღთქმის წიგნების შესახებ

1.1.23. ახალი აღთქმის წიგნების შესახებ

ახალი აღთქმის კანონის ჩამოყალიბება

პირვანდელი ქრისტიანული საკრებულოები იუდეველთა სინაგოგებში მიღებულ წესებს მისდევდნენ (იუდეველთაგან მოქცეულნი), ე.ი. ქრისტიანთა შეკრებებზე კითხულობდნენ ძველი აღთქმის გარკვეულ მონაკვეთებს, მაგრამ რადგანაც ქრისტიანები იესო ქრისტეს ეთაყვანებოდნენ, მათთვის ბუნებრივი იქნებოდა ძველი აღთქმის საკითხავები შეევსოთ რომელიღაც მოთხრობით ქრისტეს ცხოვრებისა და მოძღვრების შესახებ.

პირველ ხანებში თავისი მოგონებები ქრისტეზე მასთან უშუალოდ დაახლოებულ პირს შეეძლო სხვებისთვისაც გაეზიარებინა, მაგრამ ეკლესიათა რიცხვი დღითიდღე იზრდებოდა, ქრისტეს უშუალო მნახველთა რიცხვი კი კლებულობდა, ამიტომაც აუცილებელი გახდა, რომ ეს ამბები ქრისტეს შესახებ ჩაწერილიყო. სწორედ ამ გზით შეიქმნა ოთხი სახარება (მათესი, მარკოზისა, ლუკასა და იოანესი), რომელთაც მნიშვნელოვანი ადგილი დაიკავეს პირველი ქრისტიანული ეკლესიების ღვთისმსახურებასა თუ მთლიანად მათს ცხოვრებაში.

გარდა ამისა, მოციქულებმა დაგვიტოვეს ცალკეული თემისა თუ პიროვნებისადმი გაგზავნილი მრავალი წერილი. რამდენადაც ეს ეპისტოლეები ქრისტიანული ცხოვრებისადა რწმენის ზოგად დებულებებს შეიცავდნენ, მათი სარგებლიანობა ეკლესიის მიერ მალევე იქნა აღიარებული.

მოციქულთა საქმეები ეკლესიამ მიიღო, რადგანაც იგი ავსებდა იმ ისტორიას, რომელსაც ლუკას სახარება იწყებს. ამ წიგნმა - ერტადერთმა მოიტანა ჩვენამდე ადრექრისტიანული ეკლესიის ცხოვრების დეტალები.

ჩვ.წ.ა. 200 წლისთვის იესოს შესახებ არსებული ყველა მოთხრობიდან ოფიციალური აღიარება მხოლოდ ჩვენთვის ცნობილმა ოთხმა სახარებამ მიიღო, თუმცაღა ამათ გარდა არსებობდა მრავალი აპოკრიფტული სახარება. ეკლესია სრულიად გარკვევით აღიარებდა, რომ ქრისტეს ცხოვრებისა და მოძღვრების ავტორიტეტულ წყაროდ მას მხოლოდ მათეს, მარკოზის, ლუკასა და იოანეს სახარებები მაიაჩნია. უკვე ამ დროისთვის ამ სახარებათა ტოლფასი ღირებულება მოიპოვა "პავლემაც".

რაც შეეხება ახალი აღთქმის დანარჩენ წიგნებს, საყოველთაო აღიარება მათ უფრო მოგვიანებით მიიღეს. მაგალითად, უეჭველია, რომ "გამოცხადებას" მეორე საუკუნეში უკვე კითხულობდნენ, მაგრამ მესამე საუკუნემდე ამ წიგნს ფართო გავრცელება არ ჰქონია.

ლაოდიკიისა(363) და კართაგენის(397) კრებებზე ეპისკოპოსებმა დაამტკიცეს ახალი აღთქმის წიგნების სია, რომელიც დღევანდელს შეესაბამებოდა ერთი განსხვავებით: ლაოდიკიის კრების სიას იოანეს გამოცხადება აკლდა. ეკლესია, უპირველეს ყოვლისა, ცდილობდა, რომ ახალ აღთქმაში შესულ წიგნებს ნამდვილად აესახათ მოციქულთა სულიერი გამოცდიება.

---------------------

მოქვის ოთხთავი