Солнечная система - дивное творение Божие

В средние века на Западе шли жаркие споры между католической церковью и представителями естествознания по вопросу о том, что движется: Солнце вокруг Земли или Земля вращается вокруг оси. Спор тот был просто по недоразумению. В Библии нет таких бабушкиных сказок, что, мол, Земля стоит на трех китах или на слонах, черепахах и т.д. (древние восточные легенды не надо путать с Библией). В Писании употребляются такие выражения, как восход или заход солнца, например, "солнце знает свой запад" (Псал. 103, 19). Но здесь речь идет именно о видимом, наблюдаемом нами перемещении дневного светила на небосводе. Из-за того же, что в Библии имеются такие привычные всем людям выражения, как восход и заход солнца, справедливо ли обвинять Книгу книг в невежестве, говорить о каких-то мнимых противоречиях между христианством и наукой, тогда как понятия восход и заход солнца используются в науке? Прошли уже столетия после Коперника и Галилея, сделавших переворот в астрономии, в результате чего гелиоцентричная система сменила геоцентричную картину мироздания. Но до сих пор люди, и не только невежды, но и профессора, и академики используют такие выражения, как "взошло солнце", "солнце поднимается над горизонтом", "солнце клонит к западу". Во всех отрывных календарях указываются на каждый день восход и заход солнца. В учебниках астрономии говорится о годовом движении солнца по эклиптике. Во всех обсерваториях мира, на всех кафедрах по астрономии при вузах используются такие астрономические (значит, научные) понятия, как прямое восхождение солнца, полуденная высота солнца, склонение солнца и т.д. для выражения видимого перемещения солнца на небесном своде. Так зачем же тогда все эти обвинения, нападки, придирки к Св. Писанию за то, что в нем тоже можно найти упоминания о восходе и заходе солнца?

Истинность христианства не зависит от того, движется или покоится Земля. Цель Писания - научить человека не астрономии, не географии, а тому, как спасти душу. Видимые же творения Божий человек способен познавать своим разумом. Лет шестьдесят назад одному благочестивому старцу, с целью подорвать его веру в Бога, стали говорить, что Земля вращается... Убеленный сединами дедушка, несведущий в науке, призадумавшись, начал рассуждать: да что же это такое, если Земля действительно вращается, и мы не ощущаем ее движения, и горы, и океаны, и моря, и разные здания - все знает свои места, то, наоборот, еще больше надо веровать в Творца, явившего Свою великую силу и Свой великий Ум, чтобы создать движущуюся Землю. Но если бы этот мудрый старик понимал кое-что из того, что говорит наука об исключительно сложных движениях оси вращения нашей планеты в пространстве, о разных там прецессиях и нутациях этой оси, о "блуждании" полюсов Земли по ее поверхности, о многом другом, исключительно сложном в этой области, то, получив все эти знания, что подумал бы он о Разуме Божьем, создавшем для нас такую прекрасную Землю, где люди так безопасно чувствуют себя? В эпоху зарождения науки для большинства людей было трудно, конечно, понять, что существует необъятная область познания мироздания и что эта область, хотя по своей сути и не враждебна религии, но лежит по отношению к ней в другой плоскости. Как говорит М.В. Ломоносов, "не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтырю научиться можно астрономии или химии".

И еще одно высказывание М. В. Ломоносова: "Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведникам, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного; астрономы открывают храм Божией силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии Божием, но и о несказанных нам Его благодеяниях". В средние века материализм объявил, что установленное Галилеем вращение З5 мли вокруг оси и открытое Коперником движение Земли вокруг Солнца - триумф материалистического миропонимания. Неверующие громко возглашали о том, что Земля - обычная рядовая планета, ничем особым не отличающаяся от мириадов планет в космосе. Но вот прошли столетия. Наука достигла головокружительных успехов в познании тайн Вселенной. Давайте посмотрим теперь на нашу планету и ее место в мироздании с высоты наших сегодняшних знаний о Вселенной. Жизнь разумных существ, подобных людям, возможна только на планетах, которые являются в агрегатном отношении твердыми космическими телами. Но ни у каких других звезд, кроме Солнца, планеты не обнаружены. Звезды, которые украшают ночью небо и образуют галактики, раскалены до миллионов градусов, и поэтому жизнь на них невозможна. Большинство известных нам звезд образуют системы из двух (двойные), трех (тройные) или более звезд, которые описывают свои орбиты вокруг общего центра масс, и уже в силу этого у таких кратных звезд не могут существовать устойчивые орбиты планет, а, следовательно, не могут существовать и сами планеты, на которых могла быть жизнь. Подавляющая часть вещества Вселенной: звезды, галактические туманности, межзвездная среда - находится в состоянии плазмы - ионизированного газа, в котором одинакова концентрация положительно заряженных ионов и отрицательно заряженных электронов.

Плазма существует и в околоземном космосе и представляет собою ионосферу и солнечный ветер. Все то, что астрофизика обнаружила экспериментально во Вселенной за пределами Солнечной системы, - это или плазма, или магнитное поле, или космические лучи, или радиоизлучение, или рентгеновское излучение. И все это не идет даже в близкое сравнение с тем прекраснейшим оазисом жизни, каковым является Земля. Так что после тщательных многовековых исследований Вселенной ничего не остается другого, кроме как сказать: да, насколько известно современной науке, Земля действительно занимает исключительно привилегированное место во Вселенной. Когда-то людям казалось, что Земля стоит в центре мироздания. К такому выводу они приходили, наблюдая видимое движение светил по небосводу в течение' суток. В средние века эта картина мироздания была развенчана. Теперь же нам, людям конца XX века, со всеми нашими знаниями о Вселенной не пора ли выдвигать такую картину мироздания, чтобы вновь поставить в центре Вселенной Землю, предавая этому центру, если не геометрический, то еще гораздо более важный смысл. Известно, например, что в любой стране столицей является не тот город, который расположен на равном удалении от всех окраин государства, а тот, который в большей степени руководит политической, экономической, научной, культурной жизнью страны. Так и Земля, имеющая уникальную цивилизацию планета, на которой произошло Боговоплощение и где совершится Страшный Суд не только над человеческим родом, но и над согрешившими ангелами, по праву должна считаться столицей и центром Вселенной.