4.12.14 Певческо-музыкальное служение

«...устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). «...будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).

Об истоках музыки в Книге Бытие (4:21) написано, что Иувал, сын Ламеха, был «отцом всех играющих на гуслях и свирели». Заметьте: начало музыкальной культуры просматривается еще в родословии Каина, и это единственная информация о музыке в первом мире.

Читая Слово Божие, мы видим большой период времени, когда о музыкальном служении ничего не говорится. Это связано с тем, что в Израиле ещё не было определено место для поклонения Господу. Когда же Давид взял крепость Сион, Бог дал через царя Давида, пророка Нафана и прозорливца Гада устав о певческо-музыкальном служении: «Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах» (1 Пар. 15:28). «И поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева: Асафа главным, вторым по нем Захарию... и Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах... Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день» (1 Пар. 16:4,5,37).

После большого перерыва молодой царь Езекия возобновил подобное служение Господу в Иерусалимском храме: «И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот чрез пророков Его» (2 Пар. 29:25). С тех пор все обязательные всесожжения (утренние, вечерние, субботние, новомесячные, праздничные, юбилейные, по обету, по усердию) сопровождались музыкой и пением. Утром и вечером, левиты становились, чтобы благодарить и славословить Господа при всех всесожжениях, возносимых Ему (1 Пар. 23:30).

В структуре управления певческо-музыкальным служением уставом было предусмотрено единство трёх как бы раздельных членов, потомков сыновей Левия: Гирсона, Каафа и Мерари. Это были: Асаф, Еман и Идифун (1 Пар. 6:31-47).

Скажу коротко о них. Асаф, прозорливец, был поставлен главным среди трех. Они исполняли псалмы, написанные Давидом (2 Пар. 29:30; 1 Пар.16:4-7; 25:2). Еман, внук Самуила, был прозорливцем царя. Идифун также был прозорливцем, и сыновья их исполняли служение как было установлено.

В управлении этим служением важное место уделялось духовному началу. У нас же оно порой отсутствует. Почему? Потому что к руководству музыкальным служением в церкви иногда допускаются не духовные люди. Это может быть даже музыкант-профессионал, за определённую плату помогающий нам. Но сознаём ли мы, пользу или вред приносит такая помощь? Иногда некоторые мотивируют привлечение та кого рода специалистов возможностью их обращения. Но практика показывает, что такое встречается крайне редко.

В структуре организации певческо-музыкального служения в церкви нужен дар управления, а не профессионализм. Известно на горьком опыте, что когда солисту нет замены, ему легко возгордиться, это происходит незаметно, даже если человек духовный. Гораздо лучше, когда в хоре регент, когда пианист, гитарист в церкви не один и когда не одна музыкальная группа участвует в богослужении. И самое главное: в управлении этим служением должны быть духовные, богобоязненные, жертвенно любящие это служение члены церкви, такие, что ожидают помазания при всяком певческо-музыкальном «приношении».

Хочу обратить ваше внимание, что согласно уставу, в Израиле певцы и музыканты назначались только из колена Левия в возрасте от 30, а по последним повелениям Давида, от 20 лет и старше (1 Пар. 23:5; 23:27). Мы тоже можем извлечь из этого определённый опыт: допускать до музыкального служения не членов церкви нельзя.

При этом, как написано, предусматривалось обучение молодых левитов музыкальному и певческому искусству, которое было бы благоугодно Богу (1 Пар. 25:7). Для этого выделялось специальное помещение в храме, где они занимались. Причём, главные певцы в поколениях левитских должны были круглосуточно «заниматься искусством своим» (1 Пар. 9:33). Учителем пения был начальник левитов Хенания, который, по всей видимости, был хорошим педагогом и музыкантом (1 Пар. 15:22).

В настоящее время мы обучаем своих детей в светских музыкальных школах, методика которых не вполне соответствует тому, чтобы научить детей петь пред Господом. Даже И.С.Бах, признанный отцом классической музыки и сочинивший много произведений для церкви, написал ряд трудов светского характера. Что же говорить о других композиторах. Жизнь некоторых из них была даже безнравственна.

К сожалению, мы не располагаем своей преподавательской базой по музыке и вокалу. Один молодой христианин музыкант-композитор сказал: «Я отдал бы полжизни за то, чтобы услышать пение Давида в оригинале». Это говорит о том, что у нас есть жажда научиться петь пред Господом. Но кто научит?

Теперь об одежде певцов, которая в Израиле была регламентирована уставом. Она была из виссона (1 Пар.15:27). У нас в церкви однажды был спор по поводу формы хористов. Некоторые говорили: «Где написано об одинаковой одежде певцов?» В уставе Божием! И в Новом Завете сказано: «...как прилично святым».

Певческо-музыкальное служение было привилегированным, имело свою финансовую базу: была определена статья расхода на певцов (Неем. 12:47). Певцы были освобождены от воинской повинности (1 Пар.25:1). Им было разрешено жить в окрестностях Иерусалима. Возле этого города были целые поселения певцов. Даже по указу царя Артаксеркса на певцов не налагались подати, налоги, пошлины, а также были выделены средства на их содержание на каждый день (Неем. 11:23; 1 Езд. 7:24).

Мы же, недооценивая это служение, скупо выделяем средства даже на самое необходимое для хора и музыкантов: на нотные пособия, пюпитры, ксерокопии партитур, музыкальные инструменты и т.д.

Приведу такую иллюстрацию, касающуюся певческо-музыкального служения по ветхозаветному уставу: «Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов; и левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун, и сыновья их, и братья их, - одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Пар. 5:11-14).

Так осуществилось освящение храма, построенного Соломоном. Если ветхозаветное служение было столь славным, то насколько славнее должно выглядеть музыкальное служение в церкви Христовой?

И мы призываемся непрестанно приносить Богу жертву хвалы чрез Иисуса Христа. Что нам нужно исправить, чтобы слава Божия сходила на наше приношение хвалы Богу? Ведь мы знаем о том, что служение Церкви продолжится в вечности (Откр. 7:15; 22:3).

В книге Откровения не раз говорится о том, что там тоже будет своего рода певческо-музыкальное служение, цель которого — прославление Бога. Участниками его будут: Ангелы, двадцать четыре старца, 144 тысячи искупленных из числа Израиля, церковь из язычников (это все те, кого Апостол Павел называет торжествующим собором).

Но это вовсе не означает, что в вечности все будут танцевать, петь, рукоплескать. В Писании нет даже намёка на такую плотскую форму служения. Наоборот, говорится об особом, ангельском благоговении. Именно так поклоняются старцы, Ангелы... А что мы видим сейчас? Нынешние, так называемые, поклонники Богу иногда придумывают такие формы «поклонения», что можно только взмолиться: «Господи, помоги!»

Говоря о новозаветном музыкальном служении, следует обратить внимание на место для поклонения. Ответ на этот вопрос, заданный Иисусу Христу самарянкой, мы находим в Евангелии от Иоанна (4:21-24). Для ветхозаветных служений место поклонения имело огромное значение, потому что оно было предусмотрено и избрано Богом, причём только одно. Иисус же сказал, что впредь место поклонения будет везде, потому что поклоняться надлежит «в духе и истине». Когда Иисус Христос говорит о поклонении в духе, Он не имеет в виду внешнее поклонение, но оно определяется тем, чтобы мы воспевали во благодати в сердцах наших пред Господом. Главное — сохранить эту благодать, без которой немыслимо угодить Богу. Служение же ею приводит нас в состояние благоговения (Евр. 12:28) и мы призываемся непрестанно приносить Богу жертву хвалы чрез Иисуса Христа.

Надо сказать, что назначение певческо-музыкального служения — это общение не только с Богом, но и друг с другом (Еф. 5.19-20; Кол. 3.16-17). Причём, связь между нами исключительно духовная, хотя принимают участие в этом и тело и душа. Христос, как Глава, управляет любым служением, направляет на установление взаимоотношений между членами Церкви и воздействует ею на мир.

4.12.14 საგალობო და მუსიკალური მსახურება

- ძველ აღთქმაში გამ.15,20.21; 1ნეშ.9,33; 15,22.27.28; 16,4-7; 23,5.30; 25,1.7; 2ნეშ.5,12.13; 29,25.30; 35,25 ეზრ.7,24 ნეემ.11,23; 12,47 ფს.146,7; 150,3-5

- მოციქულების დროს მათ.26,30 საქ.16,25

- ეკლესიაში იაკ.5,13; 1პეტ.2,5; 1კორ.14,26 ეფ.5,19.20 კოლ.3,16.17 ებრ.13,15

ბიბლიის მუხლები

გამოსვლა 15

20. აიღო ხელში დაფდაფი მირიამ წინასწარმეტყველმა, აარონის დამ, და მიჰყვნენ მას დედაკაცები დაფდაფებით და დააბეს ფერხული.

21. ასე შეუძახა მათ მირიამმა: უმღერეთ უფალს, რადგან დიდად განდიდდა იგი; ცხენი და მხედარი ჩაჰყარა ზღვაში.

1ნეშტთა 9

33. ესენი არიან მგალობლები, ლევიანთა მამისსახლების თავკაცნი, რომლებიც გათავისუფლებულნი იყვნენ ტაძრის ოთახებში საქმიანობისგან, რადგან დღე და ღამე გალობის საქმით იყვნენ დაკავებულნი.

1ნეშტთა 15

22. ქენანიაჰუ კი, ლევიანთა მთავარი - გალობას უძღვებოდა, ვინაიდან ამაში იყო დახელოვნებული.

27. წმიდა ბისონის მოსასხამი ემოსათ დავითს, ყველა ლევიანს, კიდობნის მტვირთველებს, მგალობლებს და ქენანიას, მგალობელთა ლოტბარს. დავითს კი სელის ეფოდიც ემოსა ზემოდან.

28. მოჰყვებოდა უფლის აღთქმის კიდობანს მთელი ისრაელი ყიჟინით, ბუკისცემით, საყვირების, წინწილების, ბობღნებისა და ქნარების მაღალ ხმაზე.

1ნეშტთა 16

4. ლევიანთაგან ზოგი უფლის კიდობნის მსახურად დაადგინა, რათა მის საქმეებზე ელაპარაკათ, ექოთ და სამადლობელი აღევლინათ უფლის, ისრაელის ღმერთისადმი:

5. ასაფი მათი მეთაური იყო და მეორე მის შემდგომ - ზაქარია; შემდეგ იეყიელი, შემირამოთი, იეხიელი, მათითიაჰუ, ელიაბი, ბენაიაჰუ, ყობედ-ედომი და იეყიელი, ბობღნებზე და ქნარებზე უკრავდნენ, ასაფი კი ხმამაღალ წინწილებზე უკრავდა.

6. ბენაიაჰუ და იახაზიელ მღვდლები გამუდმებით ბუკებს აყვირებდნენ ღვთის აღთქმის კიდობნის წინ;

7. იმავე დღეს, დავითმა უპირველესად სამადლობელი აღავლენინა ღვთისათვის ასაფსა და მის ძმებს:

1ნეშტთა 23

5. ოთხი ათასი კარისმცველი იყო, ოთხი ათასი კი იმ საკრავებით აქებდა უფალს, რომლებიც დავითმა გააკეთა.

30. დილა-საღამოს უფლის წინაშე ფეხზე დგომით, მადლიერებასა და ქება-დიდებაზე;

1ნეშტთა 25

1. დაანაწილეს მსახურებისთვის დავითმა და მისმა მხედართმთავრებმა ასაფის, ჰემანის და იედუთუნის ძენი, რათა ქნარების, ჩანგებისა და წინწილების თანხლებით გაეწიათ წინასწარმეტყველური მსახურება; მათი რიცხვი, რომლებიც ამ მსახურებას ეწეოდნენ, იყო:

7. უფლისთვის გალობაში განსწავლულთა და მცოდნეთა რიცხვი, თავის ძმებთან ერთად, ორას ოთხმოცდარვა იყო.

2ნეშტთა 5

12. ყველა მგალობელი ლევიანი: ასაფი, ჰემანი, იედუთუნი, მათი ძენი და მათი მოძმენი, ბისონით შემოსილნი, წინწილებით, ჩანგებით და ქნარებით სამსხვერპლოს აღმოსავლეთით მდგარნი და მათთან ერთად ას ოცმა მღვდელმა ჩაჰბერა საყვირს.

13. ხმები შეუწყვეს მესაყვირეთ და მგალობელთ, რათა ერთხმად ექოთ და ედიდებინათ უფალი; აღიმაღლეს ხმა საყვირების, წინწილების და საკრავების თანხლებით, აქებდნენ უფალს, რადგან კეთილია იგი, რადგან უკუნისამდეა წყალობა და სიკეთე მისი, მაშინ სახლი, უფლის სახლი, ღრუბელმა აავსო.

2ნეშტთა 29

25. დააყენა ლევიანები უფლის სახლში წინწილებით, ჩანგებითა და ქნარებით, დავითისა და გადის, მეფის მხილველის და ნათან წინასწარმეტყველის მიერ დადგენილი ბრძანების მიხედვით, რადგან ასე იყო ნაბრძანები ეს უფლის მიერ წინასწარმეტყველთა მეშვეობით.

30. უბრძანეს მეფე ხიზკიაჰუმ და მთავრებმა ლევიანებს, რომ ედიდებინათ უფალი, დავითისა და ასაფ წინასწარმეტყველის სიტყვებით; ისინიც სიხარულით აქებდნენ, ქედს იხრიდნენ და თაყვანს სცემდნენ.

2ნეშტთა 35

25. გოდებდა იერემია იოშიაზე: ყველა მგალობელი კაცი და ქალი დღემდე მოთქვამს იოშიაზე თავის გოდებაში. წესად დაუდგინეს ეს ისრაელს და, აჰა, საგოდებლებშია ჩაწერილი.

ეზრა 7

24. გიბრძანებთ, რომ არცერთ მღვდელსა და ლევიანს, მგალობელს, კარიბჭის მცველსა თუ ღვთის სახლის მსახურს არ დაეკისროს გადასახადი, მოსაკრებელები ან ხარკი.

ნეემია 11

23. ვინაიდან მათზე მეფის საგანგებო ბრძანება გაიცა, რომ ყოველდღიური სარჩო ჰქონოდათ მგალობლებს.

ნეემია 12

47. მთელი ისრაელი აძლევდა ყოველდღიურ წილს მგალობლებსა და კარისმცველებს ზერუბაბელისა და ნეემიას დღეებში; ისინი ლევიანებს აძლევდნენ წილს, ლევიანები კი წილს აჰარონის ძეებს აძლევდნენ.

ფსალმუნი 146

7. უგალობეთ უფალს სამადლობელით, ქნარით უგალობეთ ჩვენს ღმერთს,

ფსალმუნი 150

3. ადიდეთ იგი ბუკის ცემით, ადიდეთ იგი ჩანგით და ქნარით.

4. ადიდეთ იგი დაირითა და ცეკვით, ადიდეთ იგი სიმებითა და სტვირით.

5. ადიდეთ იგი ტკბილხმოვანი წინწილებით, ადიდეთ იგი მაღალხმოვანი წინწილებით.

მათე 26

30. იგალობეს და ზეთისხილის მთისკენ გაემართნენ.

საქმეები 16

25. შუაღამისას პავლე და სილა ლოცულობდნენ და უგალობდნენ ღმერთს. პატიმრები კი ყურს უგდებდნენ.

იაკობი 5

13. იტანჯება რომელიმე თქვენგანი? ილოცოს. ხარობს? იგალობოს.

1პეტრე 2

5. თქვენც აშენდით ცოცხალი ქვებივით სულიერ სახლად, წმიდა სამღვდელოებად, რათა იესო ქრისტეს მეშვეობით შესწიროთ ღვთისთვის სასურველი სულიერი მსხვერპლები,

1კორინთელთა 14

26. მაშ, რაღა ძმებო? შეკრებისას თითოეულს აქვს ფსალმუნი, აქვს სწავლება, აქვს ენა, აქვს გამოცხადება, აქვს განმარტება. ყოველივე ეს ხდებოდეს ასაშენებლად.

ეფესელთა 5

19. ელაპარაკეთ ერთმანეთს ფსალმუნით, გალობითა და სულიერი საგალობლებით, უმღერეთ და ეფსალმუნეთ უფალს გულებში.

20. მადლობდეთ ყოველთვის ყველაფრისთვის ღმერთს და მამას, ჩვენი უფლის იესო ქრისტეს სახელით.

კოლასელთა 3

16. უხვად დამკვიდრდეს უფლის სიტყვა თქვენში სრული სიბრძნით; ასწავლეთ და შთააგონეთ ერთმანეთი ფსალმუნით, გალობით და სულიერი სადიდებლებით, და უგალობეთ ღმერთს თქვენს გულებში მადლიერებით.

17. რასაც არ უნდა აკეთებდეთ სიტყვით თუ საქმით, ყოველივე გააკეთეთ უფალ იესოს სახელით და მის მიერ მადლობდეთ ღმერთს.

ებრაელთა 13

15. მაშ, მისი საშუალებით მუდამ ვწირავდეთ ღმერთს ქების მსხვერპლს, ესე იგი, მისი სახელის აღმსარებელ ბაგეთა ნაყოფს.