2.4.9. Дух Святой - Бог

Лук.1,35 Ин.4,[24] Рим.8,9.11,, 2Кор.3,17 Еф.4,30

-

Божество и Личность Святого Духа

Ириней Лионский (130-202 гг. н. э.)

малую часть истины (Обличения и

опровержения лжеименного знания. Кн.

3 // Творения. М.: "Паломник", "Благовест",

1996. С. 293.).

Ибо Дух обоих обозначил именем Бога и

помазуемого Сына и помазующего, т. е.

Отца (Обличения и опровержения

лжеименного знания. Кн. 4 // Творения.

М.: "Паломник", "Благовест", 1996. С. 332.).

Святитель Григорий Неокесарийский (III

в. н. э.)

Един Бог, Отец Слова живого,

Премудрости самосущей, силы и образа

вечного, совершенный Родитель

совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, единый от единого, Бог от

Бога, образ и выражение Божества; Слово

действенное; Мудрость, содержащая

состав всего, и Сила зиждущая все

творение; истинный Сын истинного Отца,

Невидимый Невидимого, Нетленный

Нетленного, Бессмертный Бессмертного,

Вечный Вечного. И един Дух Святой, от

Бога (Отца) происходящий и через Сына

явившийся (людям); Жизнь, в Которой

причина живущих; святой Источник;

Святыня, подающая освящение. Им

является Бог Отец, Который над всем и

всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица

совершенная, славою и вечностью и

Царством нераздельная и неразлучная.

Посему нет в Троице ни сотворенного, ни

служебного, ни привходящего, чего не

было бы прежде и что вошло бы после:

ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын

без Духа, но Троица непреложная,

неизменная и всегда одна и та же

(Святоотеческая хрестоматия. М.: “Круг

чтения”, 2001. С. 128.).

Афанасий Великий (IV в. н. э.)

Итак, есть Святая и совершенная Троица,

познаваемая во Отце и Сыне и Святом

Духе, не имеющая ничего чуждого или

приданного отвне [извне], не из

Зиждителя и твари составляемая, но

всецело Творящая и Зиждительная. Она

подобна самой Себе, нераздельная по

естеству, и едино Ее действо. Ибо Отец

творит все Словом в Духе Святом. Так

соблюдается единство Святой Троицы.

Так проповедуется в Церкви "один Бог и

Отец всех, Который над всеми, и через

всех и во всех (Еф. 4:6), — "над всеми",

как Отец, начало и источник, "через всех"

— Словом, "во всех" же — в Духе Святом.

Троица же, и по имени только и образу

выражения, но в самой истине и

существенностьи есть Троица. Ибо как

Отец есть Сущий; так Сущий есть и над

всеми Бог — Слово Его, и Дух Святой не

чужд бытия, но истинно существует и

пребывает (К Серапиону, епископу

Тмуисскому, послание 1-е // Творения. Т.

3. М., 1994. С. 41-42.).

Василий Великий (IV в. н. э.)

Ибо Он [Дух] называется "Духом

Божиим" (Мф. 3:16), и "Духом истины,

Который от Отца исходит" (Ин. 15:26)…

Дух Святой есть главное и собственное

Его имя. И оно преимущественно пред

всяким другим есть именование чего-то

бесплотного, чисто невещественного и

несложного [несоставленного,

несотворенного]. <…> Поэтому, слыша

слово: "Дух", невозможно вообразить в

мысли естества ограниченного, или

подлежащего изменениям и

переиначиваниям, или вообще

подобного твари, но простираясь

мыслями к Высочайшему, необходимо

должно представить себе сущность

умную, бесконечную по силе,

беспредельную по великости,

неизменимую временами или веками,

неоскудевающую в благах, какие имеет.

<…> Он усовершает других, а Сам ни в чем

не имеет нужды; Он живет без

возобновления сил, но есть Податель

жизни; Он не через прибавления

возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе

водружен и вездесущ. Он есть начало

освящения, мысленный свет,

доставляющий Собою всякой разумной

силе, при искании истины, как бы

некоторую очевидность. Он неприступен

по естеству, и удобовместим по благости;

хотя все исполняет Своею силою, однако

же сообщается одним достойным… <…>

…Дух в каждом из удобоприемлющих Его

пребывает, как ему одному присущий, и

всем достаточно изливает всецельную

благодать (О Святом Духе к Св.

Амфплохию, епископу Иконийскому //

Творения. Часть 3. М., 1993. С. 264-266.).

Говорят: "не надобно с Отцем и Сыном

ставить наряду Святого Духа, потому что

Он и по естеству Им чужд, и по

достоинству Их ниже". Справедливо

можно отвечать им апостольским

словом: "должно повиноваться больше

Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29).

2.4.9. სული წმიდა ღმერთია (უფალი არის სული)

ლუკ.1,35 ინ.4,[24] რომ.8,9.11,, 2კორ.3,17 ეფ.4,30

ბიბლიის მუხლები

ლუკა 1

35. მიუგო ანგელოზმა და უთხრა მას: სული წმიდა გადმოვა შენზე, და უზენაესის ძალა მოგიჩრდილებს. ამიტომაც ღმრთის ძედ იწოდება წმიდა შობილი.

იოანე 4

24. ღმერთი სულია და მისი თაყვანისმცემელნიც სულითა და ჭეშმარიტებით უნდა სცემდნენ თაყვანს.

რომაელთა 8

9. ხოლო თქვენ ხორციელად მყოფნი კი არა ხართ, არამედ - სულიერად, თუკი სული ღვთისა დამკვიდრებულია თქვენში. მაგრამ ვისაც ქრისტეს სული არა აქვს, იგი არც არის მისი.

11. და თუ მისი სული, ვინც მკვდრეთით აღადგინა იესო, დამკვიდრებულია თქვენში, ქრისტეს მკვდრეთით აღმდგენი თქვენს მოკვდავ სხეულებსაც გააცოცხლებს თავისი სულით, რომელიც მკვიდრობს თქვენში.

2კორინთელთა 3

17. უფალი სულია, ხოლო სადაც უფლის სულია, იქვეა თავისუფლება.

ეფესელთა 4

30. ნუ შეაჭირვებთ წმიდა სულს ღვთისას, რომლითაც აღიბეჭდეთ გამოხსნის დღისთვის.